Правда ли, что колокола лечат не только душу, но и тело? Может ли женщина стать звонарем? Зачем мастерам колокольных перезвонов особая нотная грамота и почему на русских звонницах нельзя сыграть «Калинку-малинку»? NN.RU рассказывает о секретах и байках особой церковной профессии.
С раннего пасхального утра по всей России плывет радостный колокольный звон. Специально обученные люди созывают православных на пасхальные службы главного христианского праздника. Но немногие знают, что в Нижнем Новгороде при епархии уже десять лет существует школа звонарей.
История с перезвонами
Школа готовит церковных звонарей. И это достаточно новое направление. Дело в том, что до 1917 года звонарскому мастерству в России специально не обучали: звонарями становились либо самоучки, которые на слух запоминали манеру звона, либо те, кого опытные мастера брали себе в ученики.
А после Октябрьской революции традиция церковного колокольного звона и вовсе была почти полностью утрачена.
В 2008 году при епархии была открыта специальная школа колокольного искусства. Тогда активно восстанавливались старые и строились новые храмы, а звонарей катастрофически не хватало. К тому времени отец Алексий (в миру — Алексей Пестрецов, руководитель пресс-службы Нижегородской митрополии и бессменный директор школы) окончил Ярославскую школу звонарей.
Мы побывали на практическом занятии слушателей на звоннице Ярмарочного собора, в их учебном классе и забрались на самую высокую в Нижнем Новгороде колокольную площадку — на звонницу собора Александра Невского на Стрелке. А о секретах и мифах звонарного дела нам рассказал руководитель и преподаватель школы Алексей Кофанов.
Но для начала — водосвятный перезвон в исполнении мастера.
Колокольный звон — молитва в бронзе
В первый набор школы попал и Алексей.
— На определенном жизненном этапе я пришел к церкви, начал ходить в храм. И однажды мне предложили позвонить. А почему бы и нет? Я молодой, здоровый. Начал обучаться, а потом узнал, что здесь открывается школа и решил попробовать. Я-то думал, что уже многое умею. Как бы не так!
Когда приехал и послушал, как звонят настоящие профессионалы — чуть не сбежал. Мне показалось, что так никогда не сумею, это недостижимо. Но остался. И теперь сам учу. Знаете, наши слушатели- самоучки тоже сейчас говорят — мы так никогда не сможем. А потом ничего — могут, — смеется Алексей.
Специалисты широкого профиля
В колокольном деле, как и во многих других областях, существуют разные школы. Основатели нижегородского учебного заведения принесли сюда ярославские методики обучения и звона. А теперь в Нижнем звонарей обучают и другим звонам — архангельским, суздальским, ростовским.
Можно сказать, что нынешние выпускники становятся специалистами широкого профиля и выбирают, какая техника им ближе. Например, архангельские северные звоны — мощные, жесткие. А суздальские, как говорит Алексей, «как будто ты колокол кошачьей лапкой гладишь» — мягкие, тягучие.
— Каждая звонница уникальна, ни один колокол не похож на другой. И к каждой звоннице человек должен приспособиться и понять, какой стиль звона ей подойдет. Так мы даем нашим ученикам возможность изучить разные стили, чтобы они могли работать в любом храме. Ученики у нас универсальные. И звонят они везде — и в Нижегородской области, и по России. Они ездят на фестивали в Москву, Санкт-Петербург, Суздаль.
На самом деле у колокольного церковного звона простая функция — позвать людей на службу. Но в то же время каждый звон — это молитва в бронзе. Так говорят звонари. И ударяя в колокола они про себя проговаривают молитвы, следуя ритмическому рисунку самого звона.
«Малиновый звон на заре»
Малиновый звон — это праздничное действо. Уже сегодня, в день празднования православной Пасхи, на всех колокольнях звучат малиновые звоны. А почему «малиновые»? Есть несколько вариантов происхождения этого названия.
— Первое значение — малиновые, то есть красные, красивые, то есть пасхальные, — говорит Алексей. — Кстати, после наступления Пасхи в течение недели любой желающий может подняться на колокольню и послушать звон именно там. И даже под надзором звонаря сам ударить в колокола.
Второе значение звоны получили от названия бельгийского города Мехелен, во французской традиции он звучит, как Мален. Там со средних веков отливали лучшие в мире колокола. И вот, русские богатые купцы заказывали для храмов в качестве дара колокола именно в Малене, это было престижно. И отсюда родилась вторая версия названия малинового звона. Выбирайте, какая вам больше нравится.
Звонари не болеют
Такая версия ходит среди учеников школы. Мол, вибрация колоколов имеет оздоровительную силу, и на свежем воздухе все время работаешь. Мы спросили об этом Алексея. Он в ответ рассмеялся.
— Скажу честно, когда я начал звонить, я действительно перестал болеть и это продолжалось несколько лет. А потом меня об этом спросили журналисты с первого канала. И я честно сказал — я не болею. И через день слег с жесточайшим гриппом. Вот хоть смейтесь, прямо по поговорке «не гневи Бога»!
А если серьезно, я считаю, что в нашем деле есть особая благодать. Мы же созываем людей в храм для молитвы, звоним благовесты. Мы обращаемся к душе и сами в этот момент молимся. Это, скорее, имеет отношение к равновесию в душе. А про терапевтическое воздействие колокольного звона я не берусь говорить.
Почему на русских колоколах нельзя сыграть «Калинку-малинку»
Признаться, была у нас крамольная мысль — попросить Алексея исполнить на колоколах веселую светскую мелодию. Но номер не прошел. Но оказалось — чисто это сделать невозможно, а фальшиво — просто не стоит.
— Наши колокола отличаются от тех, что делают на Западе, в католической традиции. Там после отливки внутреннюю часть колокола обрабатывают фрезой, «подтачивая» их под одну ноту. У нас традиционно колокола не дорабатывают. Как его отлили, какой звук он получил, так и будет звучать всегда. Поэтому у наших колоколов звук при ударе один, потом он меняется во время звучания и это разные ноты. Играть на них произведения, построенные на гармонии, нельзя. Наши перезвоны построены на ритмической основе.
У каждого нашего колокола, индивидуальный звук, как характер у человека.
А еще у каждого старинного колокола есть паспорт, который помещен на самом колоколе: на полосе, которая обвивает поверхность, указано кто, когда и где его отлил, а также его вес.
Ниже всех на служебной лестнице, но ближе всех к небесам
Есть такая присказка, что звонари в церковной иерархии стоят на самой низшей ступени, а по факту — выше всех.
— Конечно, это шутка. Звонарь, как и алтарник, это же не священник, собственно, любая служба может обойтись без звонаря. Его дело, как я уже говорил, созвать людей на службу. Мы просто воцерковленные люди, которые нашли свое призвание в этом деле. Хотя, естественно, есть и звонари-священники, монахи.
Колокола — не женское дело?
В группе, которая сейчас занимается в школе, есть одна женщина. Оказывается, звонарное искусство вполне подвластно и «слабому» полу. Например, в Дивеевской женской обители на колокольне служат послушницы и монахини монастыря. Ограничений нет, кроме здоровья.
— Если колокольня правильно отрегулирована, никаких сложностей нет. Единственный вопрос — а сможешь ли ты забраться на колокольню? Если здоровье не позволяет ходить на верхотуру — не сможешь. А так, захочешь — сможешь. Если ты прикипел к этому, если в тебе это откликается — все преодолеешь.
И преодолевают. Вот так.
Редакция NN.RU поздравляет всех нижегородцев со светлым праздником Воскресения Христова и желает здоровья и мира — и в душе, и в стране.
Начинается пасхальная неделя с обильными угощениями. NN.RU рассказал, как отметить Пасху без риска для жизни.
Фото и видео: Наталья Бурухина
Видеомонтаж: Александра Тонку
У нас есть свои каналы в мессенджерах Viber и Telegram. Читайте новости, где удобно! Наслаждайтесь красивыми фотографиями Нижнего Новгорода в нашем Instagram. Хотите быть в курсе всех самых актуальных событий города? Подписывайтесь также на наши каналы в «Яндекс.Дзен» и «Яндекс.Районы».