Город [Екатерина Цветочек] Тенденции развития современной детской литературы

[Екатерина Цветочек] Тенденции развития современной детской литературы

Большинство авторов по-прежнему видят в ребёнке, герое своих произведений, самостоятельно мыслящую личность, способную давать оценку окружающему миру и происходящим в нём событиям...

Последняя четверть ХХ века принесла в привычное устройство тогда ещё советского общества значительные и необратимые изменения. Вместе с развалом СССР претерпело явные изменения и общественное сознание, резкая трансформация которого не могла не отразиться на жизни общества. Эти факторы следует учитывать при рассмотрении вопроса об изменении привычных, классических канонов в литературе в целом и в детских изданиях в частности.Современная реальность всё больше и больше находит отображение в творчестве авторов, в основе творчества которых лежит нестандартное мировоззрение, вследствие чего писатели всё чаще отступают от догматов классической литературы. Персонажи, моральные и социальные нормы которых ещё недавно порицались, сегодня становятся героями книг и их образ трактуется кардинально иначе с точки зрения баланса положительных и отрицательных характеристик. Такое резкое изменение полярности внешних оценок всё же не сказалось на содержании современной детской литературы. Тенденция, зародившаяся в течение всего ХХ века не изменила своего курса и по сей день.Большинство авторов по-прежнему видят в ребёнке, герое своих произведений, самостоятельно мыслящую личность, способную давать оценку окружающему миру и происходящим в нём событиям. Произведения, написанные для детей и о них, легко воспринимаются, фабула детской прозы и стихов доступна для осмысления и понимания. Основным мотивом в детской литературе, как и ранее, является фольклор и его интерпретации. Образы, созданные коллективным народным творчеством, в прозрачной форме демонстрируют взаимоотношения между различными возрастными группами, что в условиях в современной реальности, с её острой нехваткой времени и высоким жизненным темпом формирует основы понимания и взаимоуважения между детьми и взрослыми. Подростки сегодня уделяют большое внимание таким жанрам, как детский детектив или фэнтези – именно эти жанры юные читатели отдают наибольшее предпочтение.До начала перестройки в конце ХХ века существовали специализированные детские издания – «Мурзилка» или «Весёлые картинки». Сегодня к этим журналам возвращается популярность, одновременно с чем ликвидируется дефицит популярной и доступной литературы для маленьких читателей, возникший в 90-х годах ХХ столетия.Тем не менее, общую гармонию этой тенденции несколько нарушают радикально-консервативные настроения критиков. Всё чаще ими употребляются довольно нелестные характеристики в адрес современной литературы для детей, как «плагиат» и «низкопробный продукт», отсылая потребителя во времена популярности творчества Агнии Барто, Корнея Чуковского или С.Я. Маршака. Несомненно, талант этих авторов занимает особую нишу в творчестве для детей, но забывать о том, что современные реалии требуют более развёрнутых и нестандартных осмыслений, так же необходимо. Сегодня чтению печатной литературы отдаётся всё меньшее предпочтение и истоки этого явления лежат в области технического прогресса, развития компьютерных и телевещательных технологий. И утверждение, что дети стали меньше читать не совсем верно, поскольку общий объем потребляемой информации не стал меньше, изменился только вид его получения, не ограниченный только лишь печатными изданиями – цифровые книги и обучающие программы на кабельном телевидении стали достойными конкурентами привычной бумажной литературе.Однако исключать практику живого общения между автором и читателем, оправдавшую себя десятилетиями, всё же не стоит. Поэтому снова набирают популярность литературные конкурсы, встречи с писателем, выставки и празднования дня книги. Авторские сообщества обсуждают вопросы привлечения большей читательской аудитории и рецензии на последние издания. Библиотеки, считавшиеся ранее узконаправленным просветительским заведением, в наши дни расширяют свой спектр деятельности, всё больше соответствуя веяниями и требованиям времени и поддерживая инициативы молодых

нестандартных авторов. Благоприятен и тот факт, что подобная деятельность не остаётся без внимания со стороны правительства России и бывших союзных государств - классика детской литературы активно переиздаётся и переводится на различные национальные языки. Министерства культуры различных государств бывшего Союза уже не ставит таких жёстких, как раньше, рамок по вопросу написания рецензий и пропаганды навязчиво рекомендуемой литературы для прочтения.Существующая сегодня ситуация в области развития детской литературы хоть и является довольно противоречивой, но не требует сиюминутных и скоропалительных выводов о своей целесообразности. Грани между направлениями довольно размыты, поэтому только время и талант современных авторов расставят акценты по своим местам.Специально для сайта http://www.zvetochek.com

http://www.zvetochek.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Россияне съездили в страну гор и вина — Армению — и почувствовали себя дома: плюсы и минусы отдыха
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления