Проблемы образования продолжают волновать нижегородцев. Те, кто выпустился, ждут результатов скандального ЕГЭ. Другие уже сейчас беспокоятся о том, какие изменения ждут их в новом учебном году. В редакцию NN.RU обратились родители, которых предупредили о сокращении количества часов, запланированного на изучение некоторых основных предметов. Ситуацию прокомментировал начальник отдела дошкольного и общего образования Министерства образования Нижегородской области Виктор Шмелев.
.
- Все разговоры о том, что одни предметы становятся обязательными, другие – необязательными, связаны с переходом на новый государственный образовательный стандарт. Надо помнить, что переход на новые стандарты осуществляется поэтапно. Новый учебный год будет третьим годом перехода. В 2013 году по новому государственному стандарту будут учиться в 1-м, 2-м и 3-м классе. В 2014 году 4-е классы перейдут на новый стандарт. Таким образом, по классу в год. Сейчас школьники с 4 по 11 класс обучаются по стандартам 2004 года. Самая большая дискуссия развернулась вокруг необязательных предметов на старшей ступени обучения, но до этого еще очень долго. Переход на стандарт среднего общего образования начнется в 10-х классах только через 6 лет.
В начальной школе у нас все остается по-прежнему. Из новых предметов только в 4-м классе появился курс «Основы религиозной культуры и светской этики». Так называемые необязательные предметы – это вариативная часть, когда школа сама определяет на что направить оставшееся часы. Этим зачастую программа одной школы отличается от другой.
- Как появляется эта вариативная часть?
- 80% всего учебного времени составляют предметы федерального образовательного стандарта. 20% - это школьный компонент. Например, в 5 классе запланирован 31 час в неделю. Из них 27 часов – время, за которое реализуется федеральный стандарт: русский язык, литература, иностранный, история, математика и т.д. А вот оставшиеся 4 часа определяет сама школа. Она может их ввести как обязательные (новые учебные предметы), а может как факультативные занятия. Именно эти предметы и факультативы отражают специфику образовательной программы школы.
Например, занимательная математика в 5-6 классах или черчение в 8-9 классах (данный предмет был исключен из федерального стандарта, но школа видит целесообразность и сохраняет его в рамках своей образовательной программы). Некоторые вводят за счет этих часов второй иностранный язык. Благодаря такой разнице, родители могут знакомиться с образовательными программами школ и делать правильный выбор.
При этом речь не может идти о платных предметах. Все программы в рамках учебного плана (а он не уменьшился ни на один час) – финансируются бюджетом школы.
- И все же будет ли сокращено количество часов по обязательным предметам?
- Предметы федерального стандарта преподаются по учебным программам, при этом сокращение часов ни по одному предмету не планируется. Вместе с тем, я допускаю, что где-то администрация школы по непонятным причинам уменьшила количество часов на преподаваемый предмет, в этом случае министерство образования каждый случай разбирает индивидуально, и указываем на неправомочность подобного решения.
- Ждут ли школьников какие-то новшества, касающиеся учебной программы?
- Образование у нас сохранилось потому, что оно в хорошем смысле консервативно. Новшества, их чрезмерность хороши для неустоявшейся системы. А у нас есть сложившееся образовательное ядро – государственный образовательный стандарт.
Если мы сравним стандарты 2004 и 2011, то увидим, что ядро остается неизменным. Могут меняться подходы и содержание тех или иных предметов (например, литература или история), но ядро образовательного стандарта неизменно.