Добро пожаловать в забытый Нижний Новгород. Здесь в красивых домах жили купцы, ученые, писатели и музыканты. Но эти дома теперь носят другие имена.
И зависят они от того, какой магазин или фирма там «поселились».Особенно это заметно на главной пешеходной улице Нижнего Новгорода — Большой Покровской (бывшей Свердловке).
То тут, то там в глаза бросаются не узоры на окнах, а контрастирующие с ними названия магазинов одежды, закусочных и сувенирных.
И реклама, и вывески исковеркали Большую Покровскую, считает нижегородский фотограф и поэт Алик Якубович.
«У меня такое впечатление, что реклама уже не работает, что ее собирают по инерции. Люди уже кроме раздражения от рекламы ничего не получают. К сожалению, на единственной пешеходной улице то малое количество исторических домов, которое осталось, реклама просто перекрывает, - уверен он. - Вывески тоже не соответствуют стилю улицы. Что-то более-менее нормально вписывается типа «Интермоды», что-то выбивается. Сразу видно «временщиков». Все эти секонд-хенды, еда, которая то есть, то нет. Мне наружная реклама на Свердловке мешает смотреть, увидеть эту улицу. Мне в Испании, Барселоне ничего не мешало: я все видел. В Лондоне все видел. Там то ли выше все эти дома, то ли пространство какое-то другое. Но точно сделано для людей».
В свою очередь архитектурный обозреватель Марина Игнатушко считает вульгарным то, как реклама оттягивает на себя внимание от собственно исторической улицы.
«Реклама и вывески на главной улице города словно живут отдельной от этого пространства, самостоятельной жизнью, выторговав себе место, они пытаются кричать, хватать, смешить, дразнить... Они словно утверждают: ничего ценного - все временное! Даже если они не забираются выше заданной линии, все равно складывается впечатление, будто картинки скачут по фасадам. Нет единых модулей, нет общих принципов дизайнерского оформления, шрифтов, материалов и т.д.», - заявляет она.
Даже рекламу можно разместить умно, считает М. Игнатушко и проводит в пример: Таймс Сквер в Нью-Йорке.
«В чем фокус? В умелом обращении с пространством, где архитектура все-таки важнее рекламы», - уверена эксперт.
По ее мнению, у Большой Покровской нет единой концепции оформления.
«Приоритеты улицы не выявлены. Что это за Покровка? Про что она? Вот, например, Художественные промыслы - хорошее модернистское здание 70-х с качественной мозаикой на парапете. Кому-то вздумалось разукрасить его витражи до тошноты такой ядреной "хохломой", что психологически отторжение неизбежно. Конечно, промыслам приходится удерживать внимание по соседству с более привлекательными заведениями - магазинами белья, ширпотреба, едальнями. В таком балагане приходится не просто ориентировать и по-дружески направлять, но буквально бороться за клиента или посетителя. Улица по характеру - транзитная, особо никого не задерживает, и поэтому реклама -молниеносная, шоковая», - отмечает М. Игнатушко.
Но, как оказалось, такой Большая Покровская стала с согласия администрации Нижнего Новгорода.
«При желании собственника установить информационную вывеску он обращается в департамент градостроительного развития и архитектуры с эскизом размещения данной конструкции на фасаде, - рассказали корреспонденту NN.RU в указанном департаменте. - Отделом по обеспечению главного художника города дается оценка предлагаемого размещения, принимается решение согласовать или отклонить предлагаемое предложение».
Кроме того, Правила установки и эксплуатации рекламных
конструкций разрешают на исторической территории тумбы и небольшие двухсторонние конструкции с рекламой. «Размещение иных типов рекламной конструкции — запрещено», - заявили в МКУ «Рекламная служба Нижнего Новгорода». И тем не менее, на Большой Покровской мы встречаем прямо на стенах домов огромные рекламны щиты, стыдливо прикрывающие отвалившуюся штукатурку или граффити.
Однако в горадминистрации заверили, что департаментом градостроительного развития и архитектуры разработан проект концепции размещения рекламных вывесок на Большой Покровской и после доработки он будет опубликован на официальном сайте.
А пока что многочисленных прохожих скорее привлекает вывеска очередного магазина, чем особенности архитектуры одной из самых старинных улиц Нижнего Новгорода.