Свердловская и Большая Покровская, Маяковка и Рождественская, Оренбургская и площадь Ленина… У старого города много лиц. У старых улиц – имен. Стоит ли возвращать им прежние названия? И если да, то насколько глубоко погружаться в историю?
Закон «близнецов» и непохожих
Споры о том, стоит ли переименовывать те или иные географические объекты, возникают периодически и часто связаны со сменой исторической эпохи. Революция стирала следы российской империи; в советские годы на улицах, как на бумаге, писали историю побед СССР. Во 1980-е прошлое начали активно критиковать и «стирать». В это время стали возвращаться прежние названия географических объектов: городов, улиц, площадей и так далее. В 1990 году Горький стал Нижним Новгородом. Затем улица Свердлова превратилась в Большую Покровскую; «вернулись» улицы Алексеевская, Рождественская, Варварская.
Какую память нужно стирать, а какую – восстанавливать?
Нижний Новгород – город старый, и часто историю наименования отдельных его частей могут установить только исследователи. Есть названия, которые выбиваются из определенной системы, – мы это понимаем интуитивно. В топонимике (раздел лексикологии, занимающийся изучением географических названий) определены соответствующие законы.
Согласно одному из них, онимы (имена) должны выстраиваться в ряды. Например: Лапшиха – Ковалиха – Караваиха - Кузнечиха. «Лишнее» слово режет слух.
Согласно другому закону, в онимах должны отражаться отличительные признаки объекта. К примеру, в городской зоне Нижнего Новгорода есть поселок Дубенки. В нем находится дубовый массив, который выделяется среди прочих лиственных пород деревьев. Другой пример: на Часовой горе Нижегородского кремля долгое время находились единственные в Нижнем Новгороде часы.
Прошлое старое и не очень
Городские объекты получают имена, когда ими начинают активно пользоваться. По этой же причине они меняют название. Так, в 1911 году в связи с коллективной просьбой жителей улица Напольная (в то время – окраинная улица) в улицу Белинского, в честь деятеля культуры и литературного критика В.Г. Белинского. Затем в честь писателя В.Г. Короленко была переименована улица Канатная, на которой в свое время находились заводы по производству канатов. Надо отметить, правда, что Владимир Галактионович Короленко жил на этой улицес1888 по 1896 год.И это было плодотворное и счастливое время в его жизни.Сейчас улица Короленко удачно вписывается в ряд улиц Добролюбова, Горького, Пушкина, Белинского… Вблизи неё уже давно нет канатных заводов. То же самое – с улицей Напольной: город давно вырос за её пределы, и теперь это совсем не окраина, а исторический центр.
В 1914 году под влиянием патриотических настроений и государственной политики в Нижнем Новгороде улица Немецкая (на ней проживала немецкая община) стала Славянской.
Надо отметить, что, если следовать закону ряда, нужно переименоваться проспект Гагарина в Арзамасское шоссе (по аналогии с Московским, Сормовским, Казанским шоссе). А как же память о первом советском космонавте? Так что в топонимических законах не всё так просто.
Есть улицы, которые со временем сменили не одно, а несколько имен. В свое время площади Ленина предлагалось вернуть название Александро-Невская улица, поскольку она ведет к собору Александра Невского. Однако, как выяснилось, до того, как собор был построен, улицу именовали Оренбургской. Это имя могло хорошо вписаться в ряд Чукотская – Камчатская – Сибирская улица и так далее.
Такая разная память
Переименование часто связано не только с долгим привыканием к новому названию (люди, приезжавшие в Горький, знают улицу Фигнер, но не имеют представления о Варварской)
. Дело и в отношении к историческим фактам, которые, как известно, могут трактовать по-разному. В определенном смысле Волгоград, Сталинград и Царицын – это совсем разные города.
Нередко государство насаждает новые имена насильно, уничтожает народную память. Место, где сейчас расположен Гордеевский универсам, в простонародье называлось Лягушиха. В Ленинском районе долгое время существовал Кавказ. Так назывался район, где располагались ремонтные доки пароходного общества «Кавказ и Меркурий».
К новым и старым названиям, возможно, нужно относиться так же, как в целом к русскому языку. Что-то останется, что-то уйдет. У языка есть свои механизмы иммунитета, отторжения, восприятия, адаптации.
При подходе к переименованию улиц однозначность ущербна. Имя и историю каждого городского объекта нужно рассматривать как уникальный, с точки зрения историков, лингвистов, общественных деятелей, случай. И, конечно, внимательно прислушиваться к каждой «народной» инициативе, чтобы ВарвАрская улица в бытовой трактовке, по незнанию не превратилась в ВАрварскую.
«Проблема отражения исторической памяти в нижегородской топонимике»
доктора исторических наук,
профессора ННГУ им. Лобачевского
Андрея Александровича Кузнецова