«На страховку никто не тратит время, потому что моменты, когда ты залезешь и когда тебя заметят, разделяет несколько минут…». Нижегородский фотограф-экстремал Андрей Орехов рассказал о путешествии высотой 70 этажей, пробежке по крыше Нижегородского кремля и видов, от которых захватывает дух.
«Были мысли – пора вызывать МЧС…»
В минувшие выходные у Андрея прошла выставка фотографий, на которых нижегородец совместил облики старого и современного города. Однако в его архиве есть гораздо более яркие, необычные снимки. В конце концов, старый Нижний видели многие. А вот городские панорамы, сделанные с малодоступных точек, большой высоты, от которой у любого, наверное, захватит захватывает дух, лицезрел далеко не каждый. Благодаря Андрею, забраться на высоту 25-этажки теперь можно не вылезая из офисного кресла.
Андрей Орехов. На крыше в Одессе.
- У тебя много любопытных фото, сделанных с крыш Нижнего и Одессы, Барселоны и Хельсинки… А с чего вообще начал?
С 14-этажки на улице Гоголя. А может, с 9-этажного дома вблизи Окского съезда. Вообще все началось года три назад, когда мы с другом слазили в бомбоубежище вблизи кремля. Было страшно, темно и много мусора. Но потом мы вошли во вкус, стали забираться на интересные заброшенные, малодоступные объекты. Сначала я снимал на телефон, недорогой цифровой фотоаппарат – так, покрасоваться перед друзьями. А потом продал кучу вещей: старый фотик, телефон, велосипед – и купил хорошую камеру.
Вид на площадь Ленина.
Улица М. Горького.
Вид на театр Драмы.
Канавинский мост.
Площадь Комсомольская.
Руфинг как направление не подразумевает фото: это просто походы на крышу, вылазки, адреналин. Но сейчас я больше фотограф, чем руфер, и для меня высотные здания - источник уникальных кадров. За три года я в Нижнем почти все облазил, изучил. Был на здании гражданской коллегии Нижегородского областного суда (на площади Минина и Пожарского), на Нижполиграфе на улице Варварской, на многих домах на улице Большой Покровской и бывшем отеле «Центральный» у площади Ленина. Забирался на многоэтажки на Мещере, площади Сенной, был на 25-этажке напротив ТРЦ «Фантастика»…
- Твой самый экстремальный подъем?
На Дмитровскую башню Нижегородского кремля. По стене ты идешь практически от памятника Валерию Чкалову и, понятное дело, всем виден. Но нам приспичило вылезти прямо к оленю. Мы ползли к нему изнутри башни по железным конструкциям, по стене, через окошечки и скаты. Были
мысли – пора вызывать МЧС, мы не слезем.
В целом с Кремлем все довольно просто. Летом территорию на ночь закрывают, и внутри царит тишина. Когда мы лазили на крышу (а я делал это трижды), никого ни разу не заметили. Только поливалки для газона работали.
На Рождественской.
Полет над Волгой с пилотом.
Площадь Сенная.
«Страховку среди нас никто не использует»
- А вообще есть трудности с тем, чтобы забраться на высотку? В новостройках, пока дом не сдан, дежурит охрана. А потом мешают бдительные жильцы…
На всех стройках СНГ охрана - просто формальность. Чтобы забраться на территорию жилого комплекса «Мегаполис» (улица Родионова), нам, правда, пришлось подумать: там будки и камеры. Но лазейки всегда найдутся.
- Тебе знакомы ребята из Москвы, которые оседлали звезду на здании МГУ в Москве?
Все руферы общаются, мы друг друга знаем. На здание МГУ забраться довольно сложно, потому что под шпилем, на самом верху, находится оборудование силовиков, и его круглосуточно охраняют. Людей, которым удалось залезть а крышу университета, можно сосчитать по пальцам.
В 2011 году, когда только познакомился с ними, мы вместе поднялись на высотную башню "Москва" (жилой комплекс "Город Столиц"). В то время она была самой высокой в Европе. Чувства были невероятные. Тем более что до этого нам пришлось пройти 70 этажей пешком.
Столичные руферы работают профессиональнее, да и «дерзят» сильнее. Страховку среди нас никто не использует, потому что на неё тратится много времени. А часто моменты, когда ты куда-то залезешь и когда тебя заметят, разделяет несколько минут.
- Летом вы с другом Димой Четыре сделали серию романтических снимков с самого красивого моста России – Муромского. В ожидании рассвета вы спали прямо на опоре, большой высоте…
- Да, мы дремали, лежа на плотной металлической сетке (из неё сделаны специальные площадки на опоре). Неприятна была не высота, а темнота. Настолько густая, что в определенный момент мне начало казаться, что откуда-то снизу начинает бить свет, и на стене появляются тени-сетки. Самое ужасное, что ничего не менялось, когда я открывал или закрывал глаза. Напрягала и мысль о том, что кто-то может за тобой прийти. Весь мост увешан камерами. Но, судя по тому, что нас никто не задержал, они висят для формальности.
Нам повезло с погодой: был густой туман, который начал рассеиваться, когда появились лучи солнца. Муромский мост – вантовый, а такие мосты в разы интереснее, чем обычные. Среди руферов они всегда пользуются популярностью. На них есть высокие точки, на уровне многоэтажного здания. Где-то можно залезать не по лестнице, а прямо по тросам.
r
"В Нижнем все хаотично"
- Сверху Нижний выглядит иначе?
Конечно. С земли мы многого не замечаем. Сверху видишь геометрию города, перспективы улиц, взгляд на город меняется. Видно, как Нижний неоднороден: тут завод, в пяти метрах - жилой комплекс, тут «историчка», там – новостройки, тут – сараи, а рядом уже небоскреб… К примеру, в Барселоне, Питере есть генплан, и его придерживаются: там планированная застройка. У нас все хаотично.
Мне нравится Мещера. Это «спальник», но там есть домики, выстроенные «ступеньками». Они выглядят необычно, создают ощущение уюта. Улица Рождественская очень напоминает Питер: маленькие домики, выстроенные вплотную, на одной крыше вылезешь – спустишься в другом месте. А на Нижневолжской набережной расположено здание в готическом стиле – Доходный дом С.М. Рукавишникова. Готики у нас больше, наверное, и нет.
Вид на площадь Маркина.
В Нижнем цепляет его географическое расположение: две реки, одна часть города выше другой. В центре Киева, с какой крыши ни посмотри, вид примерно одинаковый. В нашем городе панорама постоянно меняется: тут Стрелка, там какие-то мосты... Не каждый мегаполис может этой особенностью «похвастаться». Но родной город приедается. Я решил начать путешествовать, когда понял, что насмотрелся на него, хочу нового.
Канатная дорога.
Борский мост.
- Есть в нашем городе непокоренные высоты?
Башня ВГТРК. Но забираться на неё очень сложно и опасно. Она напичкана техникой, поэтому нас просто так туда не пустят, а жаль.
Высота дает общее представление о городе, о том, как в нем все устроено. Если приезжаешь в другой город и не знаешь, куда пойти погулять, я бы посоветовал залезть повыше. С первой-второй крыши сориентируешься, где что находится.
Больше фото - в блоге Андрея Орехова. Редакция NN.RU благодарит автора за предоставленные фото.