Ежедневные и еженощные звонки от незнакомцев – явный признак, что вы кому-то задолжали. Коллекторы – слово, которое заставляет трепетать должников. Законодательство несколько ограничило «третьих лиц» в способах «выбивания» долга.
С 1 июля 2014 года в силу вступает закон «О потребительском кредите», где целая статья посвящена особенностям возврата задолженности. Коллекторов ограничивают в методах, а сами представители агентств не видят в своих действиях каких-либо нарушений.
Чаще всего должники жалуются в надзорные органы на действия коллекторов, которые не самыми этичными способами требуют долги.
«Буквально в последнее время это волна обращений. Люди пишут, что не давали согласие на передачу персональных данных коллектору, который их запугивает», - рассказала начальник отдела по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере информационных технологий Управления Роскомнадзора по ПФО Наталья Бычкова на круглом столе «Правовое регулирование рынка коллекторских услуг».
Однако, по ее словам, доказать неправомерность действий практически невозможно – в большинстве случаев в договоре прописаны условия передачи данных третьему лицу. Таким образом, подписывая его, пользователь услуги или заемщик с этим соглашается, а значит и претензий быть не может.
Начинающий работать с сегодняшнего дня закон «О потребительском кредите» требует, чтобы в договоре, который заключается между кредитором и заемщиком была указана «информация о возможности запрета уступки кредитором третьим лицам прав (требований) по договору потребительского кредита (займа)». Аналогичный пункт должен присутствовать и в индивидуальных условиях соглашения.
Что касается способов истребования (ночные звонки, угрожающие записки и т.д.), то это также зачастую остается безнаказанным. Самая распространенная жалоба – бесконечные звонки, хоть номер телефона меняй. Тут представителей кредитора закон несколько ограничил.
«Не допускаются следующие действия по инициативе кредитора и (или) лица, осуществляющего деятельность по возврату задолженности:
1) непосредственное взаимодействие с заемщиком или лицом, предоставившим обеспечение по договору потребительского кредита (займа), направленное на исполнение заемщиком обязательства по договору, срок исполнения которого не наступил, за исключением случая, если право потребовать досрочного исполнения обязательства по договору предусмотрено федеральным законом;
2) непосредственное взаимодействие или взаимодействие посредством коротких текстовых сообщений, направляемых с использованием сетей подвижной радиотелефонной связи, в рабочие дни в период с 22 до 8 часов по местному времени и в выходные и нерабочие праздничные дни с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства заемщика или лица, предоставившего обеспечение по договору потребительского кредита (займа), которое указано при заключении договора потребительского кредита (договора, обеспечивающего исполнение договора потребительского кредита (займа) или о котором кредитор был уведомлен в порядке, установленном договором потребительского кредита (займа)».
Кроме того, коллектор обязан представиться должнику (ФИО, должность, организация), а также сообщить адрес места нахождения «для направления корреспонденции кредитору и (или) лицу, осуществляющему деятельность по возврату задолженности».
Позицию коллекторов на круглом столе представил управляющий партнер юридической компании «Подшибихин и партнеры» (коллекторский центр «Гарантия уплаты долга») Альберт Подшибихин: "Значительная часть должников не платят, потому что не придают долгу значения или просто забыли. Коллекторская деятельность направлена на то, чтобы напомнить человеку, что он должен заплатить и прояснить ему, что заплатить – это легче, чем какие-то головные боли иметь, в том числе и в виде судебных разбирательств. И когда коллекторы говорят, что мы вынуждены будем подавать на вас заявление в суд, заявление о возбуждении уголовного дела, это не надо воспринимать как угрозу. Это же не угроза. Они должны говорить о последствиях, которые грозят должнику. В этом нет ничего незаконного". Однако он признал, что "в любом бизнесе есть не совсем порядочные люди".