Нижегородские автобусные перевозчики жалуются, что плата за проезд на уровне 20 рублей давно поставила их на грань выживания. Так они объясняют использование прогнивших ПАЗиков и наличие водителей, которые, кажется, недавно сели за руль. В словах перевозчиков, а также чиновников и депутатов, которые их поддерживают, много лукавства.
«Путевки-мутевки всякие»
В соответствии с законом, право обслуживать маршрут выигрывается в муниципальном конкурсе. Аренда подвижного состава вместе с персоналом, или субаренда, запрещена. Перевозчик должен иметь договор с администрацией, который, в частности, является залогом, что: предприниматель использует новый (на момент заключения договора) подвижной состав, поддерживает его в исправном техническом состоянии, на ночь ставит на охраняемую стоянку; его подчиненные-водители проходят медосмотр перед рейсом. Однако на практике получается, что ездить по городу на автобусе с маршрутным указателем может кто угодно, лишь бы деньги кому надо платил.
На популярном сайте бесплатных объявлений регулярно появляются сообщения о продаже ПАЗиков «вместе с маршрутом». Чтобы проверить, за что, собственно, берется плата и как оформляется сделка, в начале марта корреспондент NN.RU сделал несколько звонков по объявлениям (записи разговоров сохранены).
Дмитрий продает два автобуса марки ПАЗ 32054: белый, 2008 года выпуска, и оранжевый, 2007 года выпуска. «Возможна продажа с работой на маршруте или в рассрочку» - говорится в объявлении. По телефону мужчина объяснил, что сейчас один из продаваемых автобусов ездит на маршруте Т-97, и указал ценник: аренда маршрута – 28 тысяч рублей в месяц, план (количество денег, которые нужно отдавать с проданных билетов) – 4000 рублей в день. На вопрос, как оформляется сделка, продавец объяснил: «Да там Саакяна маршрут… Так-то, можно сказать, у него все машины без договоров. Если надо, может, он заключит. Но я у него спрашивал – он уже год собирается». Путевой лист, в котором должны стоять отметки об исправности автобуса и прохождении водителем медосмотра, выдают на стоянке перевозчика.
Александр продает ПАЗ 2006 года выпуска вместе с маршрутом Т-6. По телефону мужчина объяснил, что одно из транспортных средств у него сейчас в работе, на Т-319. Второй автобус, выставленный на продажу, стоит возле дома. На вопрос о том, на каком маршруте лучше ездить, мужчина неожиданно ответил: на Т-72. «Мне 66-ой нахваливают, говорят, хороший», - добавляет он.
По словам продавца, на Т-319 план - 3000 рублей в день. «Мы второй день катаемся. Я и со мной человек, водитель», - рассказал продавец. Александр уточнил, что механики у перевозчика на Т-72 есть, а вот к месту стоянки особых требований нет. Сам он оставляет автобус на ночь во дворе дома. «Там, я так скажу, если честно, – не заморачивайся. Приходишь, проплатил за линию – они тебе дают путевой лист, ставят штамп, вручную записываешься, ставишь подпись, ну, и поехал», - рассказал мужчина.
Продавец Huyndai County 2007 года выпуска на вопросы отвечал с трудом и дал телефон своего папы по имени Гагик. У папы сильный акцент. По гудкам на заднем фоне слышно, что он находится в таком же Huyndai County, как тот, что выставлен на продажу. «Четвертый ехаль. Сначала пятерке, потом четверке. Сейчас стоит неделю», - рассказал Гагик, имея в виду, что продаваемое транспортное средство ездило сначала на Т-4, затем – на Т-5. По словам продавца, автобус можно «воткнуть» на Т-4. На Т-5 это уже невозможно сделать, поскольку там обновился подвижной состав. «Аренда там – двадцать три, четыре тысячи, по-моему. План – три тысячи, если водитель работает. Если хозяин за рулем – где-то пять тысяч, семь можно (две тысячи расходы пойдут)», - заметил продавец.
По словам Гагика, арендованный автобус можно оставлять на стоянке, можно «брать с собой». «Тут ребята с районов работают: с Бора, с Заволжья. Бывает, два дня тут стоит, два дня там. Можно написать заявку диспетчеру, че когда забираешь: путевки-мутевки всякие. И все, езжай куда хочешь», - также посоветовал Гагик.
Кто все эти люди?
Почти год назад нижегородские перевозчики выступали с инициативой: повысить стоимость проезда до 25-30 рублей за поездку. Плату за проезд не повысили, но перевозчики, чиновники и депутаты, как мантру, повторяли слова о выросших ценах на бензин, зарплатах сотрудникам и прочих издержках. Как рассказал корреспонденту NN.RU один из перевозчиков, из-за того, что проезд не повысили, стоимость аренды маршрутов пришлось понизить в несколько раз.
Корреспондент NN.RU обзвонил руководителей транспортных предприятий, обслуживающих маршруты Т-4, Т-5 (ООО «Нижегородец»), Т-6 (ООО «ННТ-2»), Т-72 (ИП Ковалев С.В.), Т-97 (ООО «Футбол») и Т-319 (ИП Постникова О.И.), которые «продавали» через интернет. Предприниматель Сергей Ковалев и директор ООО «ННТ-2» Алексей Малокитин от комментариев отказались. От ИП Постниковой и генерального директора ООО «Нижегородец» Сергея Крайнова получить комментариев не удалось. Директор ООО «Футбол» Гриша Саакян опроверг информацию о том, что некто может за деньги ездить на его маршруте. «Если у человека есть новый автобус, можно разговаривать: заменить старый на новый», - уточнил он. На вопрос о том, что деньги должен платить человек, который ездит по его маршруту, предприниматель предположил, что корреспондент NN.RU его «неправильно понял». «Где вы это видели?.. Хорошо, проверим, посмотрим», - обещал он.