В сети появилась часть аудиозаписи закрытой встречи главы Нижнего Новгорода Олега Сорокина с руководителями СМИ города, на которой он рассказывал о причинах, побудивших его инициировать досрочную отставку главы администрации Олега Кондрашова. В разговоре Олег Валентинович не стесняется в оценках, а запись набирает популярность и активно обсуждается интернет-сообществом.
Журналистка Ирина Славина, которая опубликовала запись, сообщила, что "это слив" (предоставление информации без указания ссылки на источник). В пресс-службе главы города не стали комментировать запись. А представители СМИ, которые были на закрытой встрече, подтвердили, что все это Олег Сорокин действительно говорил, поэтому сомневаться в подлинности записи не приходится.
Цель встречи, обозначил Олег Сорокин, - немного приоткрыть занавес над тем, что происходит в нижегородской политике, в дела которой погружен "ограниченный круг лиц". Яснее, правда, от откровений главы города не стало. В ходе разговора Олег Сорокин озвучил несколько фактов злоупотребления властью и обозначил несколько причин, почему в итоге он выступил с инициативой досрочного расторжения контракта с главой администрации.
Олег Сорокин рассказал о возможной приватизации "Теплоэнерго" и "Нижегородского водоканала", которые уже возглавляют москвичи и которые копят долги. Продажа муниципальных акций "ТЭК-НН" (по сути, это котельная, которая отапливает новый строящийся микрорайон "Верхние Печёры") – это был пробный шаг, который, впрочем, оказался неудачной попыткой. Как ранее сообщал NN.RU, по этому факту в отношении главы администрации возбуждено уголовное дело, его заместитель по экономике Владимир Привалов находится за решеткой, а покупатель решил вернуть акции в городскую казну. На встрече Олег Сорокин обратил внимание СМИ на другую котельную - на Анкудиновке, в которую вложили 700 млн бюджетных рублей и два года не могут запустить. "Нельзя растаскивать городскую инфраструктуру", - подчеркнул Сорокин.
Глава города обратил внимание на партийные списки кандидатов в городскую Думу, которые возглавило коммунальное лобби, "заточенное" под продажу муниципальных акций ресурсоснабжающих организаций. А новый глава города (говорят, эта должность обещана нынешнему заместителю губернатора Дмитрию Сватковскому) все подпишет, не дрогнув мускулом. При этом в управленческих способностях Дмитрия Сватковского Сорокин, мягко говоря, сомневается. "Что такое политик – это слова, помноженные на дела. Когда ты слова умножаешь на ноль, по закону математики получается ноль…", - резюмировал председатель городской Думы.
Сомнительные сделки
"У многих руководителей под конец срока полномочий сдают нервы и тянутся ручки туда, куда не положено, - сказал Олег Сорокин и привел несколько примеров. "200 млн рублей из бюджета было потрачено на покос травы! Кто там что косил? Где эта трава?" – удивлялся Олег Сорокин. "Нам счетчики впаривают в три раза дороже, чем они есть, закладывают это в тарифы, потом навязывают лизинг… А потом мы сидим и гадаем, почему у нас самые высокие тарифы в стране… Разве это нормально? Посмотрите на спонсоров наших спортивных клубов – это все предприятия, которые исполняют либо муниципальный или государственный заказ", - заметил Олег Сорокин. По его словам, принятие документов, которые позволили бы избежать подобных ситуаций и жестко ограничить аппетиты муниципальных чиновников, блокировалось на протяжении последних 2-3 лет.
"Через политически и экономический шантаж не давали появиться этим документам", - подчеркнул Олег Сорокин.
В 2012 году в Нижнем Новгороде начали внедрять систему электронной оплаты проезда в общественном транспорте (так называемый АСКОП). Однако до сих пор она полноценно не может заработать. "Система тебе говорит – отдай два рубля с каждого проданного билета, отдай рубль с каждого билета… Ответьте на простой вопрос – почему примитивную систему "Электронный билет" пять лет не вводят, - спросил и сам же ответил глава города, - потому что весь кэш, огромный, наружу выйдет сразу же". По убеждению Олега Валентиновича, в кремле есть люди, которым невыгодно использовать прозрачные электронные деньги, и они противятся внедрению АСКОП на транспорте.
Молчаливое согласие
По мнению Олега Сорокина, с молчаливого согласия администрации Нижний Новгород лишился нескольких ключевых полномочий и софинансирования по многим программам из областного бюджета. "Ни один город-миллионник не превращается в деревню так методично, как Нижний Новгород", - подчеркнул Олег Сорокин. Глава города напомнил, что в конце 2014 года администрация объявила аукционы на 1,5 млрд рублей на застройку территории в центре Нижнего Новгорода, которые затем была вынуждена отменить. Потом область, которая полностью забрала себе все полномочия "по земле", выставила эти участки на торги, но они вновь были отменены якобы из-за отсутствия желающих. Но это, по словам Сорокина, не так; глава города уверял, что к нему лично приходили застройщики и спрашивали совета, что им делам. "А по закону – если нет покупателей – могут снизить цену на 30%. А из 1,5 млрд – это 400 млн рублей бюджетных денег", - подсчитал глава города. Очень сильно расстроило Олега Сорокина то, что в 2014 году он – "высшее должностное лицо" - был исключен из составов инвестиционного и градостроительного советов при губернаторе.
Глава города привел в пример сокращение софинансирования по программам дорожного ремонта и строительства физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов). "Что такое межбюджетные отношения – это вечная торговля, торговля в интересах города. Когда ты как глава города получаешь софинасирование, тебе губернатор говорит: "Мы с вами построим 14 ФОКов". Потом 14 фоков превращаются в семь. А мы делаем вид, что их строим. И отношения в итоге превращаются в "ты молчи – я дам, а если не молчишь, то не дам", - рассказал Олег Сорокин. - Посмотрите, что у нас происходит последние два года – у города методично забирают деньги и полномочия".
Еще один пример председатель городской Думы привел с финансированием ремонта дорог. Из 2 млрд рублей, обещанных на ремонт дорог, город получил от области всего 400 млн рублей - на конкретную дорогу, которая является подъездом к базе ГАЗа. А в замен автозавод обязался вернуть эти 400 млн в "Торпедо". "Улица Монастырка – это дорога, которую строили взамен на финансирование "Торпедо". Больше никакой другой логики там нет", - подчеркнул Олег Сорокин.