На выборы депутатов Городской думы Нижнего Новгорода пришла пятая часть жителей города. Однако в соцсетях практически каждый счел своим долгом высказаться по поводу достоверности итогов. А вот нижегородка по имени Юлия пошла на выборы в качестве наблюдателя – и заявила, что теперь всегда будет голосовать.
О своем опыте жительница Нижнего Новгорода рассказала на Городском форуме NN.RU (ник Mati). По словам нижегородки, она ни разу в жизни не голосовала, поскольку была далека от политики, не верила в прозрачность выборов. Нижегородке предложили пойти наблюдателем накануне проведения голосования, 12 сентября, на один из избирательных участков Нижегородского района, в микрорайоне «Верхние Печеры».
«Мой кандидат был от КПРФ. Но я бы, скорее всего, согласилась пойти от любой партии. Потому что в моем понимании это просто работа, совершенно законная и непостыдная, а наблюдатель – понятие беспристрастное. Не имеет значения, от какой партии ты идешь, - рассказала Юлия. - У всех наблюдателей одни и те же обязанности и права, принадлежность к партии и/или кандидату на тебя, как на наблюдателя, вообще никак не влияет. И никаких приоритетов перед другими наблюдателями у тебя тоже нет». Нижегородка рассказала, что убедилась в этом на личном опыте.
В организации выборного процесса Mati отметила сразу два недочета: первый – что избирательный участок, расположенный в школе, было трудно найти: «Я самостоятельно найти его не смогла. Только при помощи работников школы. Другие наблюдатели тоже не были исключением. Что уж говорить об избирателях». Второй – что место голосования плохо освещалось, и пребывать там постоянно было тяжело: «Конечно, не обошлось без шуток со стороны некоторых избирателей – ага, специально такой свет тут замутили, чтобы не видели, куда галочки ставить?».
«Это не урна, а квест какой-то»
По словам Mati, оформление урны, в которую опускали бюллетени для голосования, не предполагало никакой возможности «вброса» поддельных избирательных листков. Емкость была настолько прозрачной, что найти прорезь для листков было делом трудным, в особенности пожилым людям: «Урна – это вообще не урна, а квест какой-то». Нижегородка отметила, что прорезь в урне была узкой и маленькой, без каких-либо «опознавательных знаков». «Бюллетень туда можно пропихнуть предварительно сложив, лучше несколько раз, да еще «заутюжив» края», - пояснила она.
По мнению нижегородки, кабинки для голосования тоже можно было сделать прозрачными, за исключением стола, за которым человек изъявляет свое право. «Чтобы при этом были видны все его движения, чтобы нельзя было незамеченным что-то положить в карман, достать, в общем, подменить бюллетень. Или сами бюллетени сделать из более прочной бумаги, формата не меньше вчерашних, чтобы его проблематично было складывать», - добавила она. Нижегородка отметила, что присутствие человека, который мог бы контролировать количество листков для голосования, которые избиратель опускает в урну, также снизило бы количество «левых» бюллетеней.