Валерий Шанцев стал наиболее заметной фигурой десятого выпуска Рейтинга эффективности губернаторов, составленного Фондом развития гражданского общества. Но, увы, не со знаком плюс, а со знаком минус. По сравнению с девятым выпуском (июнь 2015 года) Валерий Павлинович потерял 18 позиций – это абсолютный рекорд по спуску вниз.
Всего четыре месяца назад нижегородский губернатор занял 36-e место, «заслужил» 69 баллов (чем больше баллов, тем лучше) и уверенно сидел во второй, «стабильной» группе. Сегодня позиции Шанцева кардинально изменились: он занял 54-55-е место, набрал 55 баллов и оказался в самой последней, третьей группе. Кстати, ранее авторы рейтинга делали четвертую группу, «расстрельную», но потом решили от нее отказаться. Теперь «группа смерти» - третья, именно в ней собраны все кандидаты навылет.
Чем же объяснить столь сильную метаморфозу, произошедшую менее чем за полгода? Прежде всего, тем, что при составлении рейтинга были использованы новые критерии – такие, как КОЛ-фактор (конкурентность, открытость, легитимность), аффилированность региональных чиновников с бизнесом, вмешательство в дела единороссов, конфликт элит и нарушения, допущенные на местных выборах. Не устоял облик губернатора перед новыми вызовами гражданского общества. Нетрудно также заметить, что предыдущий выпуск рейтинга был составлен до выборов в думы и земские собрания городов и районов области, прошедшие 13 сентября, а десятый выпуск появился после выборов, которым предшествовали всяческие политические конфликты и разоблачения.
В качестве примера аффилированности власти в регионе с бизнесом автор рейтинга Константин Костин приводит «свежий» инцидент с региональным министром Александром Макаровым, дело которого рассматривается в суде Советского района. По версии следствия, Макаров незаконно предоставил в собственность коммерческой организации земельный участок площадью более 17 тысяч кв.м, находящийся в областной собственности, за 130 тысяч рублей при рыночной стоимости более 70 млн. "Мера пресечения Макарову была оставлена без изменения — подписка о невыезде и надлежащем поведении, - отмечает Константин Костин. - Но Макаров продолжает работать в правительстве в должности министра промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области". Добавим, что это не единственный случай уголовного дела с политико-экономической подоплекой, возбуждаемого в отношении областного чиновника, – например, замгубернатора Антон Аверин и министр Денис Лабуза, которые были вынуждены покинуть правительство.
Конфликт элит в регионе также налицо, что ярче всего выражалось в борьбе за кресло городского главы (и, соответственно, за влияние на лицо, которое окажется в этом кресле). Выборы в Думу Нижнего Новгорода были ознаменованы несколькими крупными скандалами. Город, как выразился один из политологов, был завален гречкой. Голоса скупали массово, и многие теневые фигуры, двигаемые олигархами, оказались в местном парламенте как раз в результате этой скупки. А вот кандидаты, более-менее активно поддерживаемые населением в предвыборный период, в думу по разным причинам не прошли.