Сегодняшняя система капремонта такова, что право на открытие спецсчета у граждан есть, а вот шансов реализовать это право крайне мало. У нижегородцев, как оказалось, шансы на выход из "общего котла" вообще были сведены практически к нолю. "Белых ворон", захотевших спецсчет, областные власти обязали собирать кучу ненужных бумаг, ксерокопировать эти бумаги, подписывать их и сшивать особым образом. Тех, кто сделает хоть что-нибудь не так, региональный оператор имел право "завернуть". На днях вступило в силу решение Нижегородского областного суда, которое отменило действие данных требований и признало их незаконными.
Речь идет о постановлении Правительства Нижегородской области от 18 июля 2014 года № 477 – на сегодняшний день оно не отменено, но некоторые его требования признаны судом не действующими. Поскольку они имели силу в течение нескольких месяцев (а именно с сентября 2014 года по август 2015-го) и поскольку именно из-за них робкие попытки граждан создать спецсчет блокировались, имеет смысл разобрать эти незаконные "пунктики" более подробно.
Как известно, решение собственников жилья о выходе из "котла" – это еще полдела. Важно, чтобы протокол этого решения приняли региональный оператор и областная Жилинспекция.
Так вот, упомянутый выше нормативный акт позволял оператору отказать жильцам в открытии спецсчета по формальным, можно даже сказать нелепым основаниям. Постановление региональных властей обязывало жильцов:
*Делать копии протоколов собраний;
*Заверять эти копии подписями председателя и секретаря собрания;
*Оформлять протокол собраний определенным образом;
*Включать в повестку собрания определенные вопросы;
*Если голосование заочное (а оно такое почти всегда), - составлять протоколы предшествующего заочного голосования, которое не состоялось ввиду отсутствия кворума, делать копию этого протокола и заверять ее подписями Председателя и секретаря собрания;
*Включать в протокол заочного голосования все представленные на голосование решения, а в протокол очного голосования – еще и списки регистрации;
*Все представляемые документы прошнуровать, пронумеровать и заверить подписями секретаря и председателя собрания.
В этом же самом постановлении говорится о том, что если какие-либо из этих требований нарушены, протокол общего собрания собственников считается "непринятым" и возвращается жильцам для устранения нарушений.
Областная прокуратура, изучив данный нормативный акт, пришла к выводам, что некоторые из этих требований не предусмотрены федеральным законодательством, а некоторые идут вразрез с ним.
В частности, согласно статье 46 ЖК РФ, протоколы решения общего собрания собственников оформляются только в том порядке, который установлен этим собранием. Все остальное – рекомендации, которые не носят обязательного характера.
"По мнению прокурора, Правительством Нижегородской области созданы препятствия для реализации права выбора способа формирования фонда капитального ремонта", - говорится в определении Верховного суда.
Надзорный орган посчитал, что региональные власти превысили полномочия, сформулировав незаконные требования, и что на владельцев специальных счетов необоснованно возложена обязанность "по предоставлению в государственную жилищную инспекцию значительного объема копий документов, не предусмотренных законодательством".
Нижегородский областной суд, куда обратилась прокуратура, оставил скандальное постановление в силе, но отменил действие обозначенных выше требований, содержащихся в нем.
Кстати, суд установил, что возврат собственникам их решений для "доработки" также не предусмотрен законодательством: региональный оператор и Жилинспекция могут или принять документы, или отказать в принятии, сославшись на легитимные причины.
Региональное правительство попыталось оспорить решение областного суда, но Верховный суд РФ, рассмотрев апелляцию, оставил его без изменений.