Постановление о старте отопительного сезона вступило в силу 21 сентября, а уже 22 числа в социальных сетях началось бурное обсуждение холода в квартирах. Спустя неделю шквал недовольства лишь приутих, но не исчез совсем. NN.RU решил разобраться, кто в этом виноват и что делать.
На помощь нам пришли специалисты ДУКа Ленинского района, которые разложили все по полочкам и подробно рассказали, как тепло поступает в наши дома.
Как отметил генеральный директор домоуправляющей компании Валерий Архипов, система отопления - это практически живой организм, имеющий свои вены, артерии и даже мозг. В ходе экскурсии по подвалу одного из домов по проспекту Ленина, которую провел главный инженер ДУКа Владимир Телешев, NN.RU убедился, что так оно и есть.
Прибор учета - мозг системы
Мозгом системы оказался прибор учета тепловой энергии - с виду обычная металлическая коробка, которая на поверку оказалась практически настоящим сервером.
Трудно поверить, но устройство, которое установлено в обычном подвале, оборудовано модемом и симкартой. Показания с прибора снимаются дистанционно и приходят на пульт управления в онлайн-режиме.
«Можно подключить ноутбук к прибору учета и снять данные за все время работы. Данные выгружаются в определенной программе и оформляются в виде таблицы. Таким образом, можно наглядно проследить, какие в определенный период были температура и давление, сколько тепловой энергии потребил дом», - объясняет Владимир Телешев.
Элеваторный узел - главная артерия
Следующий важный этап - элеваторный узел. С помощью этого устройства, на которое подается тепловая энергия от ресурсоснабжающей компании, и происходит пуск отопления. В некоторых домах достаточно одного такого узла, в других - приходится устанавливать по нескольку на подъезд или на группу подъездов.
Эту систему уже проверили и опломбировали инспекторы энергонадзора. Пломбы ставятся на сужающие устройства, которые необходимы для гидравлического расчета.
«Вот краны, которые, собственно, и открывают воду, - показывает Владимир. - Вот манометры, которые показывают давление в системе. Обратите внимание, что сейчас показывается давление, которое и должно быть по гидравлическому расчету».
Стояки - венозная система
Следующий пункт - стояки. «Именно по этим трубам тепло идет в квартиры. Вот это «спускники», - показывает Владимир. - Вне зависимости от того, пустили нас в квартиру, где образовалась пробка или нет, мы можем «прогнать» весь стояк с помощью этих спускных устройств».
Пробные топки
После подготовки дома к отопительному сезону подписывается акт готовности, потом в жилищную инспекцию, которая приняла этот дом, сдается паспорт. И после этого ресурсоснабжающая компания по утвержденному графику приступает к пробным топкам.
«Система заполнена исходной водой, которая находится в трубах под избыточным давлением, чтобы не образовывалась коррозия. Перед проведением пробных топок мы начинаем заполнять систему химподготовленной водой. Специальные фильтры удаляют из воды соли кальция и магния, то есть отложения, которые возникают, как, например, в обычном чайнике.
Интересный факт: вода в трубах - выше ста градусов, но она там не кипит, ведь, согласно законам физики, давление в трубе выше атмосферного, соответственно температура кипения в этих условиях должна быть выше.
«Если вода при соединении с атмосферой будет закипать, начнется парообразование. Именно для этого и нужны эти хитрые приспособления, называющиеся элеваторными узлами, после которых вода поступает домашние отопительные приборы при температуре ниже ста градусов. Иначе была бы опасность травмирования паром при аварии», - объясняет главный инженер.
Старт отопительного сезона
В этом году решили после пробных топок не отключать систему, а плавно входить в новый отопительный сезон.
Пуск тепла происходит поэтапно: идет происходит запуск источников теплоснабжения, потом - запуск магистральных, внутриквартальных трасс, теплопунктов, далее - запуск внутренних систем центрального отопления объектов.
«Итак, мы заполнили систему химподготовленной водой и ждем постановления, - продолжает рассказ Владимир. - В этом году дату назначили на 21 сентября. Сначала теплоноситель подается на социальные объекты, уже после этого теплоноситель начинает поступать в жилые дома. Мы начинаем открывать задвижки на обратном трубопроводе, полностью заполняем систему и идем на технические этажи, чтобы сбросить воздух. Сбросили, воздушники закрыли - возвращаемся обратно в подвал. Как правило этим занимаются двое - сотовая связь есть, они договариваются между собой, согласовывают действия. Дом запущен, но говорить о том, что все сто процентов квартир стали теплыми, преждевременно».
Тепло запустили, а в квартире все равно холодно
По словам главного инженера ДУКа пять-семь дней после начала отопительного сезона нужно отвести на запуск жилых домов. После этого происходит регулировка, прогонка воздуха - это около недели.
«Две недели - это нормативный срок. Вот если прошли 14 дней, а отопления все нет, то можно начинать звонить, выяснять, подавать заявку», - предупреждает специалист..
Если 14 дней истекли, но тепла всё нет
Допустим, две недели прошли, в нашем случае - наступило 5 октября, но в квартире все еще очень холодно. Что следует делать жильцам дома, и какие меры должны предпринять специалисты ДУКа?
Можно обратиться в домоуправление лично с письменным заявлением, но проще подать заявку в колл-центр ЖКХ по номеру 268-10-00. Вся информация оттуда передается непосредственно в ДУК. Далее специалисты управляющей компании будут действовать по своеобразному алгоритму.
«Для начала мы можем посмотреть в специальной программе, нет ли каких-то проблем. Если что-то обнаруживается - бригада слесарей выходит на место для выяснения причины отсутствия тепла в квартире. Сначала слесарь смотрит, есть ли на доме общее тепло. Если он приходим в элеваторный узел и понимает, что здесь нет тепла, значит, проблемы возникли у ресурсоснабжающей организации. Причина может быть разная - какие-то аварии или плановые работы, и об этом нас как правило оповещают.
Если на элеваторный узел тепловая энергия все-таки подается, то мы смотрим на манометры - соблюдается ли гидравлика. И только после этого идем осматривать стояк. На стояках есть запорная арматура - надо проверить, работает ли она. Потом идем на технический этаж - смотрим, в каком состоянии запорная арматура там. Сбрасываем воздух, если он есть в системе. Если после этого стояк «не пошел», значит, проблема может быть в одной частной квартире. Мы созваниваемся с жителем этой квартиры, договариваемся о времени, когда можно прийти и посмотреть».
Однако можно справиться с проблемой и без доступа в квартиру. «Проект системы отопления сделан так, что везде есть перемычки. И поэтому частная проблема отдельной квартиры не будет останавливать работу всего стояка», - уточняет Владимир.
Иногда жильцы виноваты сами
Допустим, специалисты обследовали все участки, но все равно с температурой в помещениях что-то не так. Иногда стоит поискать причину в себе.
Бывает, кто-то что-то переоборудовал, отрезал перемычку, поставил новые отопительные приборы, закрыл краны на них. А страдают в результате соседи.
«Вот я, инженер, не берусь делать человеку операцию, - удивляется Владимир. - Но по отоплению у нас оказывается все специалисты. Вмешиваются в работу системы и в результате создают проблемы. Например, человек установил себе дополнительные секции, не понимая, что этим он нарушает общую гидравлику. Новая огромная батарея не принесет тепла, это стоит понимать, прежде чем вмешиваться не в свое дело».
Кроме того, понятие холода во многом субъективное - кто-то мерзнет при 27 градусах, а кому-то жарко и при 20. Есть нормы и правила, которые говорят, какая минимальная температура воздуха должна поддерживаться в квартирах.
В соответствии с приложением №2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», нижняя граница температуры воздуха в зимний период в жилых помещениях должна быть не менее 20 градусов по Цельсию , а для угловых комнат не менее 22-х.
«Для нас как представителей собственников многоквартирного дома не важна температура в трубах - важна температура воздуха. Надо не трогать батарею, а замерять температуру воздуха. При нормативной температуре воздуха батарея может быть даже прохладной.
Отключить - проще простого
Как рассказал представитель ДУКа Ленинского района, отключить отопление гораздо проще - нужно просто взять кран и перекрыть. «И сразу же стартует подготовка к следующему сезону. Как поработаешь в межсезонье, так и пройдет следующий запуск тепла», — подытоживает главный инженер ДУКа.
Кто оплачивает работу?
Важно понимать, что обслуживается и ремонтируется все это хозяйство только на средства собственников жилья. За отопление жильцы платят непосредственно ресурсоснабжающей организации, и домоуправление ни копейки не получает из этих денег. Все работы по обслуживанию системы теплоснабжения выполняются из средств содержания жилья и за счет средств текущего ремонта.
Стали свидетелем интересного события? Знаете важную информацию, о которой не можете молчать? Сообщите нам об этом – news@news.52.ru – и об этом узнает весь Нижний Новгород.