В последние два дня акции Сбербанка "Искусство сохранять" в Арсенал пришло, соответственно, 1150 человек и 1390 человек. Это фантастические цифры, поскольку средняя посещаемость - до 200 человек в день. А тут – рост более чем в 5 раз!
И все это – благодаря благотворительности! Благодаря той уникальной идее, которая пришла в голову руководителям Сбербанка накануне их 175-летнего юбилея. Наверняка они думали, обсуждали, в том числе и бюджет. Я уверена, что бюджет - в первую очередь. Наверняка они посмотрели на эту цифру и подумали: «Неужели мы ее профукаем на флажках и растяжках?». И пришла в голову им удивительная мысль соединить эту дату с музейной жизнью, переживающей сейчас удивительный ренессанс по всей стране.
Людям зачем-то понадобились музеи. Если ответить коротко, то затем, чтобы лучше понять себя. Потому что именно музеи дают непростые ответы на сложные вопросы. Все остальные медиа упрощают действительность, а музеи не боятся сложности. И эта потребность общества в серьезном разговоре важна и актуальна. Гораздо проще перечислить деньги детскому дому, галочку поставить, польза какая-то есть, и хорошо. А Сбербанк берет и реализует сложную конструкцию: подключает музеи к своему юбилею! Он приглашает людей в музеи, финансируя эту акцию. Денежная составляющая оказывается растворенной в массе партнерских действий, которые в благотворительной деятельности и есть самые важные, они гораздо важнее сумм, гораздо важнее прямых вспомоществований.
Партнерские действия в благотворительности самые важные - они позволяют возникнуть НОВЫМ СМЫСЛАМ! В них спрятан смысл самой благотворительной деятельности, которой может быть стоит придумать новое название, напрямую не ассоциирующееся с деньгами, потому что это деятельность структурообразующая. Она может быть и в области сохранения здоровья, достойного уровня жизни - у благотворителя масса возможностей выбрать тот аспект, который ему интересен. В данном случае у Сбербанка получилась структурообразующая деятельность в области культурной политики.
Мне кажется, что вклад в создание сложных партнерств в области культурной политики – один из самых достойных и интересных, потому, что он меняет содержание общественной жизни. Это меняет фокус, это меняет ЧЕЛОВЕКА! А то, что усложняет и развивает ЛИЧНОСТЬ - это и является конечной целью культурной деятельности.
Поэтому мне кажется, стоит подумать о том, какие сложные схемы, интересные взаимодействия стоит выстраивать в области благотворительности. Здесь есть еще один важный момент: сама благотворительная конструкция очень сильно зависит от культурного бэкграунда благотворителя. Что знает человек о культуре? Что он считает хорошим, что плохим? Чем он сам интересуется? Как он хочет развивать своих собственных детей? Все это напрямую влияет на то, будет ли эффективна благотворительная кампания.
Знаете, тот, кто приходит в благотворительность с задачей пиариться, – проигрывает. Потому что ему самому от этого ничего не достается! Остается увеличение только показателей бизнеса. Но его собственного развития, ему как личности ничего не останется! А вот если цель вытекает из собственных интересов, из желания читать определенные книги (тогда поддерживается книгоиздание), ходить в определенные театры (тогда спонсируются театральные постановки), слушать определенную музыку и т.д., тогда и возникают успешные благотворительные проекты в сфере культуры.
По итогам выступления на конференции «Корпоративная благотворительность».