При использовании транспортной карты можно существенно сэкономить на проезде. Если разовая поездка сейчас стоит 20 рублей, то с проездным она обходится жителям Нижнего Новгорода в среднем в сумму около 14 рублей. В тонкостях использования транспортной карты мы разбирались вместе с читателями и директором компании «СИТИКАРД» Юрием Рябиковым в ходе онлайн-разговора в редакции NN.RU.
- Юрий, добрый день. Давайте знакомиться. Мы в редакции NN.RU. Вы представляете компанию «СИТИКАРД», которая является оператором системы платежей, которые действуют у нас на транспорте.
- Оператор автоматизированной системы контроля на общественном транспорте в Нижнем Новгороде.
- Подробнее расскажите, пожалуйста, нашим читателям, чем занимается ваша компания. Она устанавливает тарифы на проезд или не устанавливает тарифы на проезд? Она организует перевозки или не организует перевозки? Чем конкретно занимается «СИТИКАРД»? Потому что вопросов на самом деле было очень много. Двумя словами, что представляет из себя «СИТИКАРД»?
- Двумя словами, упрощенно можно сказать так. Мы являемся автоматизированной системой, которую можно сравнить с контрольно-кассовой машиной. То есть, мы, по сути дела, фиксируем всю оплату проезда на муниципальном пассажирском транспорте, наличная она или безналичная. То есть, некий аналог контрольно-кассовой машины, не более того. Естественно, что контрольно-кассовая машина не может сама по себе устанавливать никакие тарифы. Она не может влиять на качество оказываемых услуг по перевозке граждан. Она отвечает только за свой вот этот ограниченный функционал.
Система состоит из нескольких компонентов. Носителем информации у нас является транспортная карта, которая на сегодняшний день есть более чем у 400 тысяч граждан – жителей Нижнего Новгорода. Более 215 тысяч – это карты персональные, большая часть из которых, конечно, выпущена для льготных категорий граждан – это пенсионеры, школьники, студенты. Граждане получили вместе с этой картой возможность записать на неё транспортный ресурс, и потом безналичным образом оплатить проезд в муниципальном транспорте с использованием вот этого носителя – транспортной карты.
- Часть карт персональные, а часть неперсональные?
- Около 200 тысяч карт являются неперсонифицированным средством электронного платежа. На них есть, естественно, транспортный номер. Естественно, каждая транспорта карта привязана к своему субсчёту в банке-операторе. У нас это «Газпромбанк». И учёт движения денежных средств, как, собственно говоря, и денежные средства, которые граждане размещают, находятся в «Газпромбанке» на субсчёте, который привязан к каждой транспортной карте. Но часть из них неперсонифицирована – около 200 тысяч.
- То есть, я правильно понимаю, что «СИТИКАРД» - это компания, которая предоставляет инструмент для сбора платежей за поездки?
- Совершенно верно. Электронный инструмент.
-Юрий, расскажите, пожалуйста, в каких видах транспорта, где в Нижнем Новгороде можно использовать транспортную карту?
- На всех видах общественного транспорта! Прежде всего, электротранспорт в полном объёме. Это троллейбусы, трамваи, метрополитен. Пассажирский транспорт автомобильный. Но там, к сожалению, пока только «Нижегородпассажиравтотранс» и всего один частный перевозчик подключился к системе – это ИП Каргин.
- Но это не к системе «Нижегородпассажиравтотранса»?
- Нет, он подключился к платежной системе - автоматизированной системе оплаты проезда. Другой совершенно вопрос, что у него свои собственные транспортные ресурсы предоставляются пассажирам.
Также к системе подключены платные парковки Нижнего Новгорода, Нижегородская канатная дорога. И совместно с "Волго-вятской пригородной пассажиркой компанией" у нас выпущена карта, которая одновременно функционирует и на пригородных электропоездах, и в общественном транспорте Нижнего Новгорода.
- То есть, на всех этих видах транспорта можно пользоваться одной картой?
- Да.
- Только синей карточкой?
- Они разных цветов для разных категорий граждан. Гражданские, они в нашем случае синего цвета. А студенты, школьники, пенсионеры – карты другого цвета: оранжевого, зелёного, желтого. Но на самом деле, на сегодня существуют и другие носители транспортного приложения. Например, это банковские транспортные карты, которых сейчас выпущено в Нижнем Новгороде более 25 тысяч.
- Подробнее расскажите об этом. Что это такое и как действует?
- Многие граждане видят, как в сети супермаркетов, ритейла рассчитываются бесконтактным способом. То есть с использованием так называемых дуальных банковских карт. В терминологии Visa и MasterCard – это Paywave и Paypass. Эти карты допускают размещение на них транспортного приложения. И мы совместно со Сбербанком уже произвели эмиссию более 25 тысяч банковских транспортных карт с бесконтактным транспортным приложением «СИТИКАРД». Эти карты можно по такой же технологии, как обычную транспортную карту, пополнять. А можно через контактный интерфейс во всех банкоматах Сбербанка. То есть непосредственно сразу с банковского счета банковской карты зачисляются денежные средства на транспортное приложение.
- Насколько я понимаю, у транспортной карты есть две составляющие. Она используется либо как кошелек – при каждой разовой поездке деньги будут списываться, либо как проездной билет.
- Да. Совершенно верно.
- Какие виды проездных у нас в городе есть? Что они из себя представляют? И в чем их выгода, преимущество?
- Транспортная карта может использоваться просто как электронный кошелёк, и, соответственно, в любом из видов транспорта, а также на парковках, канатной дороге можно производить прямые платежи с электронного кошелька по стоимости разовой поездки. То есть необязательно в кармане носить наличные денежные средства, ждать сдачу, искать размен - что, в общем-то, не всегда удобно.
С другой стороны – можно по более льготным тарифам, по более льготной конечной стоимости пользоваться услугами пассажирского транспорта. На сегодняшний день в Нижнем Новгороде существует более 26 тарифов. То есть, кроме стоимости разовой поездки, как мы знаем, сегодня это 20 рублей (трамвай, троллейбус, автобус, метро), существует 26 видов проездных билетов.
- Если из этих 26 убрать различные льготные категории – школьников, студентов – сколько останется?
- Нет, их не надо убирать!
- Почему?
- Потому что это основная категория, пользующаяся проездными билетами льготной категории. Для них это особенно выгодно. И как вы знаете, их поездки дотируются. К сожалению, можно сказать, что не в полном объёме, не так, как хотелось бы транспортным предприятиям – до полной стоимости, но компенсируют. А для граждан это особенно выгодно.
Средняя стоимость поездки для школьника и студента по всем видам проездных билетов колеблется от 9 до 13 рублей, в среднем. Если взять пенсионеров, то по такому ресурсу как ЕСПБ разовая стоимость поездки – 11 рублей 54 копейки.
- Извините, уточню. То есть, вы говорите про общую сумму, которую заплатили пенсионеры, и она делится на общее количество поездок?
- Давайте тогда немножко расшифрую. У пенсионеров три вида транспортного ресурса. Это единый социальный проездной билет на 39 поездок стоимостью 450 рублей. И если 450 разделить на 39, получается 11 рублей 54 копейки. Удалось согласовать позицию городской администрации и областного правительства, как вы знаете, более года назад. И срок действия единого социального билета продлили с одного месяца до трёх. И сейчас пенсионеры, пользуясь этим ресурсом, почти не теряют поездки. Они все их за трёхмесячный срок выезжают. И у них средняя стоимость поездки по этому ресурсу получается 11 рублей 54 копейки.
Есть такой еще единый социальный проездной комбинированный билет, где электронная составляющая стоит 220 рублей на 19 поездок. Там 11 рублей 57 копеек.
И безлимитный проездной билет для пенсионеров – это единый социальный проездной абонемент. По нему средняя стоимость поездки - 9 рублей 30 копеек. Вот если мы берём статистику за весь этот год, то она колебалась от 9 рублей 10 копеек в течение года до 9 рублей 70 копеек. Средняя – 9 рублей 30 копеек. То есть, это очень выгодно для пенсионера. Но, честно скажем, этот вид проездного билета не очень выгоден для транспортного предприятия. Потому что по нему даже с учетом доплаты, которая совершенно небольшая, перевозчики получают чуть больше 10 рублей - 10,50.
- А если из этих 26 видов тарифного меню выделим только общегражданские проездные билеты. Что мы увидим, что мы получим?
- Самые, как мы считаем, современные виды тарифов, и это показывает практика крупных мегаполисов, - это так называемые интермодальные тарифы, позволяющие пересаживаться в течение определенного времени с одного вида транспорта на другой. Или в минутах это время указано, или в днях. У нас можно сказать, только два таких тарифа, которые позволяют пересаживаться.
Это тариф электротранспорта, так называемый «Пересадочный на 70 минут». Он стоит так же, как и обычный проезд – 20 рублей. И в течение 70 минут пассажир может, используя этот тариф, пересаживаться из трамвая в троллейбус необходимое ему число раз. Это интересно людям там, где маршрут не удовлетворяет их полностью. Сочетая два вида маршрута трамвая или трамвая-троллейбуса, они могут добраться туда, куда им нужно. И транспортному предприятию это выгодно, потому что внутри него, по сути, пассажиры перемещаются. И пассажиру выгодно, потому что он не платит дополнительные средства, не платит дважды в кратковременный период. Хотя 70 минут – это не такой уж и большой промежуток времени для Нижнего Новгорода.
Следующий интермодальный тариф – это «24 часа», то есть одни сутки. Сегодня он стоит 90 рублей. Средняя стоимость поездки по этому тарифу на сегодняшний день получается около 14 рублей для пользователей. Есть ряд пользователей, которым этот тариф интересен. Наверное, он интересен во многом гостям Нижнего Новгорода. Они приезжают на несколько дней, приобретают такой тариф для проезда в общественном транспорте и неограниченное число раз могут совершать в течение дня поездки.
- Он не только трамваем-троллейбусом ограничен?
- Там абсолютно все – трамвай, троллейбус, метро, автобус. То есть весь муниципальный транспорт.
А дальше есть различные варианты тарифов месячного характера для всех видов транспорта. Как моно-проездные (трамвай, троллейбус, автобус, метро), так и различные вариации между этими видами транспорта. Практически любой человек может сейчас выбрать интересующую его вариацию.
Почти на всех тарифах средняя стоимость поездки получается от 14 до 16 рублей. То есть, это очень выгодные тарифы. Но они, конечно, рассчитаны на тех людей, которые пользуются транспортом часто, постоянно, у которых среднее число поездок не менее 50 в месяц. При 60 поездках и выше – это становится очень выгодно.
Конечно, в силу отсутствия ограничений по числу поездок, есть и совершенно выдающиеся рекордсмены. И сейчас администрация считает, и транспортные предприятия тоже, что какой-то лимит должен быть введён. Могу в качестве примера рассказать вам о рекордном случае. Одна пенсионерка умудрилась совершить за один месяц 634 поездки.
- Это как?
- Мы выявили этого человека, потом разобрались, чем он занимается. Это оказалась женщина. Несмотря на преклонный возраст, занималась расклейкой объявлений на остановках общественного транспорта. Вот она в течение месяца 634 поездочки и совершила. Конечно, транспортное предприятие озабочено, что, пользуясь льготами, люди делают такой бизнес.
- Ну, скорее всего, не бизнес делают, а зарабатывают деньги на жизнь.
- Да. Бывают и такие смешные случаи.
- К этой женщине какие-то санкции применялись?
- Нет. Она ничего не нарушила. Нашим тарифным регулированием не предусмотрены какие-либо ограничения. Хотя, конечно, совершенно очевидно: это за пределами разума.
- В следующий месяц она стала также часто ездить?
- Мы не анализировали дальше её передвижения, продолжает она деятельность или нет. Хотя надо посмотреть.
- Юрий, к нам поступают вопросы читателей. Можем к ним сейчас перейти. Алексей Алёшин спрашивает: «Можно ли сделать месячный проездной, чтобы дни отсчитывались с момента приобретения, как в Санкт-Петербурге, а не с первого дня месяца?»
- Это замечательное предложение. На самом деле, сейчас ведётся работа по разработке новых тарифов в администрации, муниципальных транспортных предприятиях. И разные варианты рассматриваются, разный опыт берётся на вооружение. И проездные билеты на число поездок с продолжительностью действия 30, 60, 90 дней. И с возможностью активации проездного с момента первой поездки, а не с начала месяца. Да, это совершенно нормальные предложения.
Но надо понимать следующее. Во многом возможности муниципалитета по установлению тарифов были ограничены нормами действовавшего законодательства. Сейчас все полномочия по тарифам передаются на уровень муниципалитета. И мы ожидаем, что эта политика будет более гибкой, более клиентоориентированной, и очень надеемся, что все наши предложения, вся наша статистика будет взята за основу при принятии решения. Работа эта ведётся, мы в ней участвуем.
Сейчас идёт работа над тем, чтобы Нижний Новгород воспользовался лучшим опытом других регионов. Основа – это предложение, которое было лейтмотивом, по сути дела, транспортных решений, новой комплексной транспортной схемы - это пересадочные тарифы. Вот те самые интермодальные тарифы, о которых я говорил.
Говорить о конкретных цифрах сегодня, наверное, бессмысленно. Какие конкретно цифры будут установлены. Вообще, во многом на установление тарифов влияет рынок.
Муниципальный транспорт, поскольку он обязан осуществлять социальные перевозки, будет работать по регулируемым тарифам, а частные перевозчики, которые сегодня обслуживают даже большую часть рынка, они будут работать по нерегулируемым тарифам. То есть, рыночная среда при формировании тарифов будет учитываться по любому. Другой совершенно вопрос, что не совсем эта среда рыночная, не совсем она одинакова для участников рынка. Мне очень грустно наблюдать за тем, как критикуют муниципальные транспортные предприятия за то, что они убыточны.
- У нас есть звонок. Добрый день, здравствуйте. После прихода нового директора на МП «Нижегородпассажиравтотранс» произойдёт ли возобновление регистрации оплаты проезда наличными средствами с использованием системы?
- Давайте уточним. Я не слышал, чтобы туда новый директор пришел на днях. Там новый директор с февраля 2016 года. И как мы с вами знаем, в октябре был отказ от регистрации оплаты проезда наличными денежными средствами в «Нижегородпассажиравтотранс». Уже неделя, как эта регистрация через систему контроля оплаты проезда возобновлена. Будем говорить, это вопрос вчерашнего дня. Причина - почему это происходило - и следствие этого решения разбирались на заседании комиссии по транспорту Городской Думы. Там были даны оценки действиям сторон. Этот вопрос закрыт, поэтому сегодня к нему возвращаться, наверное, уже поздно.
…Возвращаясь к теме убыточности муниципальных транспортных предприятий. Понимаете, они на сегодняшний день по отношению к частным перевозчикам находятся очевидно в неравных условиях.
Первое: они платят налоги. Убытки «Нижегородпассажиравтотранса», или накопленная задолженность, сейчас составляет около 1 млрд рублей. Эта сумма состоит из налогов, которое предприятие заплатило за три года. То есть, они налогов платят около 350 млн в год, именно зарплатных налогов. И другой пример - частный перевозчик имеет на своём балансе 40 автобусов. При этом у него на работе числится 10 человек, их фонд заработной платы состоит из средней заработной платы 6000 рублей. Это сравнимо, это одинаковые рыночные условия? Очевидно, что нет. Как при этом можно винить предприятие в убытках? Его надо винить только в том, что оно платит налоги честно и добросовестно.
Вторая история. Муниципальные предприятия должны в силу требований закона о местном самоуправлении осуществлять перевозки из всех точек города, в том числе и там, где это не выгодно. И сейчас заставлять муниципальные предприятия полностью вставать на рыночные рельсы, это значит сказать: «Мы не будем выполнять закон о местном самоуправлении, который обязывает муниципалитет обеспечить перевозку граждан».
- Не на самых востребованных маршрутах.
- Да. Будет ли частник возить откуда-то издалека в 10 часов вечера, в 11 даже нескольких пассажиров, если ему это будет невыгодно? Не будет! При этом, на самом деле, мы должны от муниципального предприятия требовать не сокращения работы, не прибыльности, а выполнения социальных функций. Надо нам существующую парадигму, как я считаю, поменять. А дальше смотреть насколько они правильно хозяйствуют в рамках своего предприятия. Это уже другой вопрос.
- Давайте вернёмся к теме нашего разговора: "Как экономить на проезде, какие виды оплаты проезда существуют?" Ксения прислала вопрос: «Когда планируется введение повременных билетов?»
- Повременные уже есть. 70 минут на электротранспорте. Очень надеюсь, что в ближайшее время при передаче полномочий – месяц-другой – они будут переданы, и тогда администрация Нижнего Новгорода введёт новую линейку повременных билетов: 90 минут, 60 минут и так далее.
- Тоже будем ждать эту информацию. Вопрос, касающийся частного бизнеса. Каргин возил всех льготников в ноябре. Людям это было удобно. Вопрос от Ксении: «Почему администрация его до сих пор не подключит к «Ситикард» для улучшения транспортного обслуживания нижегородцев?» Я так понимаю, к АСКОП?
- Здесь есть некоторая путаница в понятиях. «Ситикард» - это платёжная система. Каргин подключился к этой системе в ноябре 2016 года.
Совершенно другой вопрос, что для перевозки льготных категорий граждан у него должно было быть заключено соглашение с министерством транспорта и с соответствующим департаментом в Нижнем Новгороде. Но там тоже не всё так просто. Для перевозки льготных категорий граждан предъявляются определённые требования касательно безопасности, учёта и прочее. И здесь нельзя, наверное, было администрации выделить только одного частного перевозчика, который вот на таком подвижном составе работает, по таким правилам, и ему такую возможность предоставить. Я знаю, что работа по подключению перевозчиков или по предоставлению им права перевозки льготных категорий граждан ведётся. Ставится этот вопрос в увязке с заменой подвижного состава. Чтобы этот подвижной состав соответствовал этим категориям граждан. Чтобы он соответствовал по требованиям безопасности, по требованиям удобства.
- Горожан волнует ещё и такой вопрос. Когда можно будет с одной транспортной картой, с одним транспортным приложением ездить и на автобусе, и на маршрутках?
- Если говорить юридически, это можно сделать и сейчас. И это дело частного перевозчика подключиться или не подключиться к платёжной системе «Ситикард», непосредственно к электронной системе для того, чтобы принимать транспортную карту к оплате проезда. Там ограничения существуют только по использованию муниципальных транспортных тарифов и льготных тарифов. А подключиться частники могут сейчас. Это совершенно другой вопрос: хотят ли частные перевозчики перейти на прозрачную систему учёта.
- В формате транспортного кошелька?
- В формате транспортного кошелька или в формате проездных билетов на маршрутках. Это их дело.
Совершенно другой вопрос, что они сейчас находятся на таком перепутье, когда правила игры для них формируются, будут сформированы новые, и они не хотят, возможно, какие-то действия сейчас предпринимать. Но юридически возможность для них есть и сейчас присоединиться к платежной системе.
- И опыт Каргина это показал!
- И опыт Каргина это показал.
- Следующий вопрос от Светланы. «Я купила транспортную карту в ноябре 2016 года. В январе не было необходимости ей пользоваться, деньги на неё не положила. Чтобы в феврале возобновить пользование картой, мне надо 31 января просто положить на неё деньги, и всё?»
- Во-первых, не 31 января, а в любой день месяца можно это сделать. И в феврале в том числе. Общее правило действует таким образом: месячный проездной билет – до 15 числа текущего месяца продаётся на текущий месяц, после 15 числа - уже на следующий месяц. Но если вы обратитесь в пункт обслуживания населения «Ситикард», то там это правило могут вручную несколько скорректировать по датам. То есть, вы чуть-чуть пораньше можете на следующий месяц записать или чуть позже на текущий. А так у Светланы и других горожан есть возможность пополнить транспортный ресурс в 1406 точках в Нижнем Новгороде. Абсолютная свобода выбора: Сбербанк, почта, Роспечать, метрополитен, наши пункты. Повторю: 1406 точек!
- Я так понимаю, что речь идёт о транспортной карте как транспортном кошельке. Какой период её действия?
- Перерыв вообще никак не влияет. Ну, не ездила и не ездила. Использовала предыдущий месяц, кончились деньги. Через месяц, два, три, год приехала, положила опять и поехала.
- Карту не блокируете?
- Карта не блокируется. Хотя есть правило: если в течение года не совершалось поездок, то система считает, что карта могла быть утеряна, и происходит предварительная блокировка. Позже при обращении гражданина в службу поддержки она активируется. Достаточно позвонить по номеру, указанному на карте – (831) 250-50-00.
- Ещё один вопрос. «Можно ли платить одной транспортной картой за себя, ребенка, жену, друга, с которыми еду в автобусе?»
- Если электронный кошелек – да. Если на карту записан проездной билет, однозначно, нет.
Проездные билеты покупаются на одно лицо. И совершенно точно ты не можешь по проездному билету провезти всю свою семью, подъезд или весь класс. Если это льготные проездные билеты, то они вообще строго именные. На транспортных картах есть фотография, дата рождения, фамилия, имя, отчество. И понятен вид льготы, которой человек пользуется. Если это проездной билет гражданский, то человек может только один проехать. Система это контролирует. Она не позволит зарегистрировать ещё одну поездку в этом же транспортном средстве. То есть, повторно это невозможно. Это и системой ограничено. И, соответственно, это правилами запрещено.
А с электронного кошелька можно оплатить любое количество поездок. Пожалуйста, в этом случае хоть весь класс.
- Ещё такой вопрос: «В Москве при использовании транспортной карты можно существенно экономить. Например, в метро при стоимости проезда 55 рублей по карте платишь всего 35. Почему в Нижнем Новгороде нет такой практики, и мы платим те же 20 рублей?»
- Это пример так называемого дифференцированного тарифа, когда оплата в транспортном средстве наличными денежными средствами обходится пользователю дороже, чем безналичными денежными средствами, с использованием в данном случае транспортной карты. Такая идея в Нижнем Новгороде обсуждается. И мы тоже надеемся, что такая дифференциация по тарифам будет. Что при оплате безналичным способом с использованием транспортной карты стоимость проезда будет дешевле, чем при оплате наличными. Это и прозрачнее, и удобнее для учёта.
Почему это вообще надо, почему надо стимулировать переход к безналичной оплате проезда? На сегодняшний день до 25% расходов транспортных предприятий производится на оплату труда кондукторов. Вы можете себе представить: работает магазин, 25% его дохода - это оплата труда кассиров. Может себе кто-то такой абсурд представить: кассир, стоящий у каждой полки в магазине Metro?! Вот такой пример можно привести. Но это абсурд!
Транспортные предприятия получат очень большую выгоду при значительном переходе населения к безналичной форме оплаты и отказе вообще от кондукторной схемы. В этом направлении тоже ведётся нормативная работа.
- Во временных проездных есть ограничение, что пополнение проездного билета в период его деятельности запрещено. С чем связано это ограничение?
- Это речь про два тарифа 90 минут и 70 минут. Да, сегодня такое ограничение существует. Это ограничение в течение ближайшего времени будет системно снято. Мы сейчас над этим работаем, чтобы гражданам было еще удобнее пользоваться картой.
- Вопрос про приложение, с помощью которого можно пополнять транспортную карту. Человек пишет, что система пополнения карты очень неудобна. «Нет возможности запомнить карту. Интерфейс внешне неприятен. Приложение нестабильно работает, вылетает, плюс антивирус верещит. Но самый прикол в том, что деньги с банковской карты списываются, а на транспортную не зачисляются. Перевёл, и побежал искать терминал, чтобы эту карту к нему приложить. Но нигде про это не сказано». Такой отзыв.
- За замечание, которое у человека есть, спасибо.
Я не исключаю, что эти все замечания имеют достаточно давний характер. Речь идёт о мобильном приложении и о пополнении транспортной карты с использованием мобильного приложения «Ситикард». Работа над ним, над его совершенствованием ведётся на постоянной основе. Новое обновление этого программного продукта осуществляется в среднем раз в две недели. Любые замечания, которые от людей поступают, обрабатываются. И там, где дельные предложения, на это идёт реакция. В прошлом году был один релиз, на который ругался антивирус Касперского. С лабораторией Касперского связались, определённые корректуры ввели, и вопрос был решён. И так с любыми вопросами, которые возникают. Если они носят хоть сколько-нибудь системный характер, на них разработчик у нас сразу реагирует.
- Кстати, куда можно сообщать?
- У нас есть сайт siticard.ru, у нас есть на мобильном приложении, на карте контактная информация – (831) 250-50-00. На все эти обращения наша служба поддержки всегда реагирует, всегда отзывается. Ни одно из обращений не остаётся без ответа.
Относительно того, что надо куда-то бежать и пополнять. Если смартфон с функцией NFC, то он непосредственно сам и записывает транспортный ресурс, используя это мобильное приложение. Если такого функционала на смартфоне нет, то да, действительно, после этого надо приложить карту для физической записи на неё транспортного ресурса. Её надо приложить или к устройству самообслуживания Сбербанка, нажав соответствующую кнопку «синхронизация баланса», то есть «запись отложенного пополнения». Или есть у нас на всех станциях метрополитена устройство желтого цвета, которое предназначено для проверки баланса и записи отложенного пополнения. В дальнейшем адресная программа размещения этих устройств будет расширяться.
- Вопрос: «Как залить на транспортную карту новый проездной?»
- Обратиться в пункт пополнения, и это сделать.
- В один из 1406?
- Да. Или используя мобильный сервис, мобильное приложение «Ситикард». Оно допускает смену тарифа в любое время дня и суток. Или в любой из пунктов пополнения: Сбербанк, почта, печать, метро.
- Вопрос, мне кажется, отчасти связан с безопасностью транспортных карт. Человек пишет о том, что с ним произошел случай, когда вместо 20 рублей за поездку списалось два раза по 20 рублей, то есть, 40 рублей. А человек об этом узнал только вечером следующего дня, когда обнаружил, что денег не хватает на транспортной карте. Может ли такое быть, как в этом случае поступать?
- Могу ответить только статистикой. Система регистрирует в месяц около 15 млн транзакций, из которых половина – это безналичная оплата проезда. Среднее число обращений с вопросами о том, что произошло двойное списание поездок или денежных средств - от одного до двух вопросов в месяц.
Никаких проблем нет с тем, чтобы с этим разобраться. Любое обращение гражданина на эту тему молниеносно обрабатывается. Как только мы получаем информацию по окончанию операционного дня со всех транспортных средств, мы совершенно спокойно можем предоставить гражданину при его обращении все распечатки - когда, где он проехал. Если, не дай Бог, по какой-то причине повторное списание в транспортном средстве произошло – второй раз приложили или ещё что-то – никаких проблем нет с этим разобраться и корректировку в обратную сторону произвести. Как раз электроника позволяет всё это контролировать и наглядно получать все эти отчеты. Поэтому если такой случай и был, у человека есть телефон службы поддержки, есть возможность выйти на сайт. Пожалуйста. Мы разберёмся, проанализируем все его поездки по этой карте.
- Вопрос от Егора: "Когда будет возможна оплата напрямую банковской картой?"
- Открою небольшой секрет: мы сейчас тестируем данную возможность. И как только на всех терминалах появится возможность оплачивать проезд бесконтактными картами платежных систем Visa, MasterCard и "Мир", - мы обязательно сообщим.
- Юрий, спасибо. Присланных вопросов от читателей больше нет, на звонки мы ответили. Спасибо вам за ответы. Добавлю от себя один вопрос. Расскажите о перспективах использования транспортных карт. Что с помощью них ещё планируется сделать? У этого инструмента большой потенциал. Если можно, расскажите, пожалуйста.
- Несколько видов услуг можно оплачивать с помощью транспортной карты. Это и канатная дорога, и пригородные электропоезда, и платные парковки.
Сейчас новая тема имеет конкретную реализацию – это использование транспортной карты в системах контроля управления доступом. В двух пилотных учебных заведениях среднего образования – это лицей №40, школа №102 – мы используем. Мы запустили под другим названием – «Карта школьника», она с транспортным приложением. Она используется в этих учебных заведениях в качестве идентификатора при входе и выходе ученика в учебное заведение. Естественно, при этом родителям на их электронный адрес при запросе может поступать информация: когда ребёнок пришел в школу, когда ушел. Также эта карта может использоваться в учебных заведениях и для осуществления функции школьного питания. На эту тему мы совершенно открыты, мы готовы предоставить такую возможность учебным заведениям. А уж насколько те или иные структуры будут использовать предоставленную возможность, это их дело.
Можно также привести в качестве примера два кампусных проекта, которые мы реализовывали совместно со Сбербанком, с «Газпромбанком» в высших учебных заведениях – это университет им.Н.И.Лобачевского и технический университет им.Р.Е.Алексеева. Там используются кампусные карты в разных сферах. Там уже много приложений. Они могут использоваться в библиотеках, в студенческом питании. Они могут использоваться в качестве электронных зачеток и т.д. Но мы в данном случае просто предоставляем средство идентификации пользователя. А вот эти программные продукты - на стороне организации, которая в их потреблении заинтересована.
Сфер применения идентификатора бесконечное количество. Одним из лучших примеров на сегодняшний день является так называемая многофункциональная банковская карта, которая выпущена в первом безналичном городе страны - Зеленодольске Республики Татарстан. Эта карта одновременно является носителем, используется для идентификации при оказании государственных услуг. Там также оформляется сразу электронная цифровая подпись. Она является идентификатором со всех социальных учреждениях: здравоохранения, социального обеспечения. То есть, это большая многофункциональная карта, на которую дальше навешивается различный функционал, связанный с социальными, государственными услугами. Развивается это бесконечно. Также эта карта может использоваться в системах лояльности во всей торгово-сервисной сети.
- Спасибо большое за ответы. Я думаю, мы ответили на всё. По крайней мере на то, что у нас спросили. Спасибо, Юрий.
- До встречи. Вам большое спасибо.
- До встречи.
Послушать беседу с Юрием Рябиковым можно на нашем youtube-канале.
или предложите тему для публикации. Пришлите фото или видео интересного
события на почту news@news.52.ru. Наш номер в WhatsApp и Viber 8-910-390-4040. Читайте новости в соцсетях "ВКонтакте", Facebook, "Одноклассники.ru". Наши новостные каналы — в Twitter, Viber и Telegram.