С 1 сентября 2015 года, когда вступили поправки в Федеральный закон № 275 «О государственном оборонном заказе», работа предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) серьезно осложнилась. Нижегородцы разработали свои предложения по изменениям в закон и представили их Совету Федерации. Сенаторы их поддержали и направили по инстанциям.
Заседании совета по законодательному обеспечению ОПК и военно-технического сотрудничества при Совете Федерации состоялось в декабре прошлого года. Нижегородских промышленников на нем представлял Олег Лавричев, гендиректор АО «Арзамасский приборостроительный завод им. Пландина», председатель комитета по экономике и промышленности Законодательного собрания. Об этом он рассказал на пресс-конференции 17 февраля.
По его словам, закон стал неожиданностью для предприятий ОПК, его приняли в спешке – в течение 3 месяцев. Работа над его усовершенствованием началась сразу. Часть предложений нижегородских оборонщиков уже реализована в указе президента, однако несовершенства остались.
Особенно промышленников обеспокоили предложения правительства ужесточить наказание и для руководителей, и для предприятий за нецелевое использование средств гособоронзаказа. При этом само понятие «нецелевое использование» четко не определено. При субъективном подходе таковым можно счесть то, что вы на станке, купленном для одного контракта, делаете детали для другого. Крупный размер нецелевого использования был определен в 1,5 миллиона рублей, а особо крупный – 7,5 миллионов. При этом грозят десятикратными штрафами, дисквалификацией и даже сроком. «Мы и так со всех сторон в тисках, а нам еще сверху кувалдой по голове», – намерения правительства прокомментировал Олег Лавричев.
Другой пример – так называемые крашеные деньги. Они поступают по контракту на спецсчета и лежат там, принося доход в 7-8%. В то же время предприятие вынуждено привлекать коммерческие кредиты под 13-14%. Рассчитываться за них можно только из прибыли. Рентабельность заказов Минобороны не превышает 8-9%, а доля их в производстве нижегородского ОПК – около 90%.
Как рассказал Олег Лавричев, над изменениями в закон «О госзаказе» работали и промышленники, и депутаты и надзорные органы – облпрокуратура и УФАС. С прокуратурой была договоренность, что в свете несовершенства законодательства, правоохранители не будут подходить к его исполнению формально, а помогут проанализировать, когда и где нормы закона входят в противоречия с практикой работы предприятий.
Кроме того, промышленники выступили против ужесточающих мер, поскольку закон работает недавно, еще не накоплен опыт правоприменительной практики. На заседании комитета Совета Федерации, на котором присутствовали представители всех заинтересованных ведомств – Минобороны, ЦБ, надзорных органов, руководители госкорпораций, – нижегородские предложения были поддержаны. Большинство из них нашло отражения в рекомендациях Совфеда, которые направлены в Государственную Думу и в правительство РФ.