Первый «межгороДЕТСКИЙ» фестиваль студий Константина Хабенского в Нижнем Новгороде прошел «на ура». И хотя вопрос, повторится ли он, остается открытым, театральный праздник удался.
Идея проведения фестиваля родилась еще весной прошлого года, но окончательное решение провести его было озвучено всего за месяц до начала. Как организаторам – центру культуры «Рекорд», нижегородской студии Хабенского, волонтерам – удалось провернуть такую махину, загадка. Художественный руководитель Рекорда Олег Шакирский в ответ на вопросы о сложностях только таинственно улыбается. Для него важнее другое.
— Не обошлось без технических накладок, но мы поделали чудес и на нас не так сильно обижались, как могли бы. Что касается творческой составляющей, фестиваль состоялся. Прием публики – сумасшедший. С некоторых спектаклей люди выходили со слезами в три ручья, в частности со спектакля челябинской студии «Папа, я люблю тебя!». Лично для меня было важно показать, что делает Константин Хабенский как актер и как человек, как личность. И показать, что делают студии в других городах, и что это вообще такое – недетские спектакли в исполнении детей.
На открытии фестиваля в Кремлевском концертном зале Константин Хабенский сказал очень важные слова.
— Мы показываем вам спектакли, в которых на сцену выходят как бы дети. Но то содержание, которым они наполняют наши спектакли, относится, в первую очередь, к нам, как-бы взрослым. Это экспериментальный фестиваль–зачет, фестиваль-проверка на жизнеспособность того , что мы делаем на основном большом летнем фестивале. Если он удастся – мы его будем продолжать.
Было несколько очень трогательных, душевных моментов. На спектакль «Блокада» пермской студии пришли блокадники. Константипн Хабенский, узнав об этом, прибежал с другого спектакля, где он играл, чтобы успеть поблагодарить их за то, что они пришли. Гости пообщались с детьми и актером. Для Хабенского, родившегося и выросшего в Ленинграде - Санкт-Петербурге, это было очень важно.
«Этот спектакль начался с книги "Блокадная этика" Сергея Ярова, которая достаточно случайно однажды оказалась в руках его режиссера. Дальше - больше, другие документальные источники. Детские дневники. Сидели вместе со студийцами, читали, выбирали отрывки для спектакля. Пропускали через себя. Пытались поставить себя на место этих детей, этих людей.
В Молотов (нынешнюю Пермь) эвакуировали 400 тысяч блокадников. Сколько их сегодня осталось в Перми? Это обсуждали уже после спектакля, когда дети слушали нижегородцев, переживших блокаду,» - написала Светлана Кукина.
Огромным эмоциональным взрывом отозвался спектакль «Папа, я люблю тебя!». Это реальные истории студийцев, семьи которых остались без отцов – уникальные по пронзительности. Дети рассказали со сцены свои истории. Правда, они поменялись ими, чтобы еще раз не переживать горечь ухода и безотцовщины. И все равно каждый из подростков говорил о любви. А зрители действительно рыдали.
Светлана Рашванд написала об этом: «Когда дети со сцены ВЗОРВАЛИ ПРОСТРАНСТВО пронзительным воплем «ПАПА, Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ» внутри у меня зажглась тысяча лампочек.Но они тут же лопнули. Взорвались и вонзились мелкими осколками…Потому что это был ВНУТРЕННИЙ диалог детей, которых бросили отцы… И накрывало детской болью оголенной Души, обнаженного Сердца и пронзающего детского Крика Любви-Боли!!! И слёзы…! Что есть слёзы…вода? Вода – жизнь. А слёзы – живые потоки, очищающие Душу». И очищались-причащались на спектакле Все».
—Это не совсем спектакль, - сказал Константин Хабенский. - Мы произносим со сцены те важные слова, которые в обычной жизни бывает очень трудно произнести.
Вот как отозвался о спектакле воронежской студии Евгений Павлов: «Думаю, что стоит перечитать нелюбимого мной Платонова. А виноваты в этом эти чудные студийцы из города Воронежа. Ну, и Костя Хабенский, что организовал такую талантливейшую движуху».
— Самое прекрасное для Нижнего Новгорода то, что это уникальное событие, которое интересно не только детям для их развития, а интересно и взрослым людям. Они с охотой и очень активно поддерживают и пропагандируют это мероприятие. Такие фестивали необходимы для развития культуры людей. Это ведь недетские спектакли – в них поднимаются важные общечеловеческие темы, - сказал корреспонденту NN.RU в день закрытия фестиваля нижегородец Евгений Добрянский.
Все спектакли, созданные в семи городах и показанные в Нижнем Новгороде, так или иначе затронули недетские проблемы, вызвали недетские эмоции.
Завершался фестиваль «Малая сцена большой жизни» спектаклем «Жить на севере…». Его с полной взрослой отдачей, и в то же время по-детски заливисто сыграли студийцы из Новосибирска на сцене Нижегородского ТЮЗа. И снова со сцены лился поток философских вопросов, часто оставляемых нами, взрослыми, без ответа. И взрослые в зале аплодировали юным актерам стоя.
Директор Нижегородской школы - интерната для глухих детей Владимир Чикишев, который создал уникальный детский театр «Пиано», сказал , что такие фестивали нужны, и они не должны ограничиваться только показами спектаклей.
— Важно, чтобы взрослые люди, которые занимаются детским творческим развитием, обязательно встречались, обсуждали свои проблемы, пытались вместе создавать творческую среду в нашем городе. Я с удовольствием посмотрел замечательный спектакль нижегородской студии «Ногов ковчег». Как представитель когда-то блестящей нижегородской пластической школы, могу сказать ребятам и режиссеру Маше Кашиной «браво!». Но надо продолжать. Это важно и для детей, и для взрослых.
Необходимо напомнить, что целей у фестиваля было несколько. Показать работы студийцев нижегородской публике, рассказать о том, что такое студии творческого развития Константина Хабенского и зачем они нужны, и, пожалуй, не менее значимая часть – благотворительная.
Средства от продажи билетов в равных долях будут распределены между благотворительным фондом Хабенского и нижегородской студией. По такому примерно принципу проводятся показы спектакля «Поколение Маугли», который поставлен уже в нескольких студиях актера. И задача не только собрать деньги на лечение детей с серьезными заболеваниями. Важнее, считает Хабенский, что дети, играющие в благотворительных спектаклях, начинают понимать, что такое сострадание и активное соучастие.
Финансовая поддержка студий, тоже важное дело. Нужны ли такие студии? Вот вам пример одного из юных актеров, нижегородца Даниила. Он пришел в студию полгода назад. У мальчика было сильное заикание, а значит – проблемы в общении, в учебе. 3 марта он вышел на сцену Кремлевского концертного зала в одной из центральных ролей. А накануне весело и непринужденно рассказывал корреспонденту NN.RU что уже почти справился с заиканием, стал уверенным, его перестали дразнить.
И вовсе не факт, что все выпускники студий будут пытаться стать актерами. На генеральной репетиции воспитанница нижегородской студии Алена говорила, что, актрисой ей быть хотелось бы, но она мечтает стать криминалистом.
Важно то, что эти дети могут стать кем угодно, но они никогда уже не будут зажатыми, скованными и несвободными.
Кстати, Константин Хабенский сказал, что если бы сам в детстве попал в такую студию, он, либо более сознательно выбирал актерскую стезю, любо не выбрал бы ее вообще.
P.S. Директор центра культуры «Рекорд» Наталья Егоршина после окончания фестиваля сказала, что весь месяц подготовки была в шоковом состоянии.
— Я, наверное, чисто по-женски на многое реагировала то бурно, то со слезами, - говорит она с улыбкой, - но моя команда, которая меня поддерживала и, конечно, Олег Шакирский, который всегда говорил, что все будет отлично, помогли. Для меня это первый опыт и мы это прошли. Готовы ли мы взяться за еще один такой фестиваль? Вы знаете – легко!
Читайте новости где удобно: "ВКонтакте", Facebook, "Одноклассники.ru". Наши новостные каналы — вTwitter, Viber иTelegram.