Известный российский режиссёр театра и кино, сценарист, продюсер и художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов привез свою картину «Три сестры» в Нижний Новгород до ее официального проката. Презентация фильма и встреча с автором прошла в киноцентре «Рекорд». Корреспондент NN.RU задал Юрию Грымову несколько вопросов о новом фильме и творчестве.
— Почему именно классика да еще в своей интерпретации?
— Я не занимаюсь археологией. Опять ставить это произведение с девушками 25 лет мне было неинтересно. Мне хотелось рассказать историю, где им по 60. Мы не переделывали Чехова, текст у нас на 98% оригинальный. Сила классики, когда она может приобретать новые формы в новом контексте.
— Потому что молодежь не справится с этой ролью? Другой менталитет?
— Не справятся. Я видел много спектаклей, все это кривлянья. А в моей интерпретации фильма эти люди с этим текстом выглядят органично. Немного другой градус отношений. Люди хотят быть востребованными, говорят о родине, о любви... Да, они стали старше. Это мой взгляд на это произведение. Почему так?
Да потому что мне неинтересно вкладывать в уста современных девушек тот текст, который написал Чехов. Главная идея фильма — без любви жить нельзя. Человек должен быть любим, любить и двигаться к этому постоянно. Не важно, 20 лет девушке или 60... Я в этом уверен.
— Я так понимаю, что вам больше нравится театр?
— В театре осталось понятие эксперимент и зритель, который к этому готов. А кинематограф сегодня — это в основном развлекательно-подростковое кино для слаборазвитого зрителя. Мне это самому неинтересно, поэтому я делаю то, что мне близко.
— Вы сами сценарии пишите?
— Нет, сценарий к «Трем сестрам» писала Ольга Михайлова.
— А сценарии к другим своим фильмам?
— Я всегда участвую в написании сценария.
— Откуда идея к фильму «Чужие»? Меня этот фильм очень впечатлил.
— Я не хочу обижать врачей. Вы прекрасно знаете, сколько было скандалов в Ливии, когда «Врачи без границ» тестировали вакцину на детях. Такие вещи были. Фильм основан на реальных событиях. Тем более люди, которые оказываются в горячих точках, получают совсем другие деньги. Есть большое количество авантюристов, которые едут туда за длинным долларом. Это нормально. Потом мне хотелось показать свое личное отношение к американскому укладу. Я работал в Америке, у меня были знакомые, я примерно понимаю, что это за модель общества. Не все целиком, я говорю об определенном отношении к жизни, карьере и т. д. Это не умоляет достоинства Америки, их литературу, искусство и кино. В основном, люди ведут себя вот так, это я и видел в жизни. То, что я в «Чужих» и показал.
— В одном из интервью вы сказали, что вам понравилось работать с американскими актерами, почему?
— Да, с американскими актерами работать очень интересно, потому что уровень профессии, ремесла (я не говорю сейчас об уровне таланта) очень высокий и я был поражен. Актер не может быть востребованным, если он проблемный. С ними очень комфортно и удобно работать.
— У вас была своя школа кино, телевидения и рекламы. Почему прекратили эту деятельность?
— Мне просто стала неинтересна преподавательская деятельность. Если сравнить первый и двенадцатый набор учащихся, очень сильно изменилось отношение к ремеслу, профессии. У меня преподавали Владимир Мотыль (советский режиссер, один из самых известных его фильмов — «Белое солнце пустыни». — NN.RU), Кшиштоф Занусси (польский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, лауреат главного приза Венецианского кинофестиваля «Золотой лев» за картину «Год спокойного солнца». — NN.RU). Если в течение первых пяти лет люди платили деньги и слушали этих прекрасных педагогов, то потом люди приносили деньги, платили за образование и могли не приходить на эти лекции.
— Вы считаете режиссерское образование необходимо?
— Вообще, образование нужно. У меня его, к сожалению, нет. Если можно чему-то научиться, почему этим не воспользоваться. Я этим не воспользовался...
— Юрий, как вы считаете, вы себя реализовали как кинорежиссер?
— Нет... ну какой я кинорежиссер? Ну послушайте... Чем это измерять? Тем, что ты хочешь что-то делать? То я всегда делаю то, что хочу, а мои иллюзии о кино совершенно растворились.
То кино, которое я люблю и исповедую, я не свое кино сейчас имею в виду, оно не нужно никому сегодня, к сожалению.
Я — поклонник советского кино. С 1985 года все стали гнаться за Голливудом. Мне этот комплекс неинтересен. Есть прекрасные американские фильмы, но их тоже практически не снимают, все это осталось в 1970—80-х годах. Очень сильно изменилось понятие «кино». Я не чувствую в себе силы и интерес это менять. Поэтому я работаю в театре. Сейчас мы обсуждаем гастроли моего театра «Модерн» в Нижнем Новгороде. Планируем показать 3-4 спектакля. Чтобы люди поняли, что театр — это немного шире.
— Обещаете приехать?
— Я хочу. Сейчас идут переговоры. У нас большая труппа, яркие постановки. В конце сезона вышла премьера «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли. Утопия. Хотя, мне говорят, что в театры не особо ходят в Нижнем Новгороде... А потом у нас спектакли очень сложные — декорации, серьезный свет. 35 человек на сцене и 20 за кулисами. Это недешевая вещь. И вообще театр — это роскошь. В Москве дорогие билеты — 5-10 тысяч рублей...
— У вас всегда заполнен зал?
— Да, на конец сезона, когда я заступил на должность худрука театра «Модерн» у нас было продано 98% мест.
— Каких можете отметить современных режиссеров?
— Юрий Быков, Андрей Звягинцев, Александр Сокуров... Но опять это все относительно. Когда я понимаю, что делает режиссер на протяжении нескольких картин, мне становится не интересно. Существует мейнстрим и авторское кино. Я люблю кино посередине.
Когда автор делает кино, он рассказывает свою историю. Поэтому любое кино можно назвать авторским. Но когда автор делает фильм, чтобы понравилось большинству, мне это не нравится.
— Так ваши фильмы и получаются между мейнстримом и авторским...
— Да, когда есть моя позиция и желание поделиться историей.
— А если бы вам предложили сценарий, который бы зацепил, сняли бы?
— С удовольствием.
— А предлагают?
— Нет. Знаете, я в основном в театре, и мне это комфортно и гораздо интереснее, чем в кино.
— Какие есть планы по новым фильмам?
— Я давно не читал ничего интересного в плане сценариев. А вот сценарий Элема Климова (советский кинорежиссёр. — NN.RU), который он не смог реализовать, мне очень понравился. Я веду переговоры с его братом, чтобы купить права на сценарий.
— Юрий, а если бы Александр Цекало пригласил вас снимать сериал на Первый канал, согласились бы?
— Я снял «Казус Кукоцкого» по роману Людмилы Улицкой. Мы получили всевозможные награды. Но такое же кино не нужно на канал. Это же надо как-то подключаться, плакать. У нас сейчас снимают фильмы про войну, стреляют и никто не плачет. Понарошку все, мне это неинтересно.
Фото: из альбома Юрия Грымова
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или предложите тему для публикации. Пришлите фото или видео интересного события на почту news@news.52.ru. Наш номер в WhatsApp и Viber 8-910-390-4040.
Читайте новости в соцсетях «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники.ru».
Наши новостные каналы — в Twitter, Viber и Telegram.
Наслаждайтесь красивыми фото в нашем Instagram.