Социальный опрос показал, что большинство нижегородцев не согласны с переименованием площади Лядова в Монастырскую. Но защитники этой идеи настаивают — нужно вернуть исторические имена улицам и площадям старого Нижнего.
Научно-исследовательский институт проблем социального управления провел опрос по этой проблеме. Нижегородцев спрашивали, надо ли переименовывать улицы и площади города, а ключевой вопрос был именно по площади Лядова.
54,5% опрошенных считают, что возвращать площади историческое название Монастырская или, как предлагают активисты, Крестовоздвиженская не стоит. Еще 23,8% вообще все равно, как будут называться улицы и площади в историческом центре.
Тем не менее есть группа экспертов и активистов, которая уже много лет пытается добиться от городских властей переименования. Вчера на заседании Топонимической комиссии при союзе журналистов в очередной раз составили обращение к городским властям.
Из истории вопроса
Одним из последовательных сторонников переименования улиц в Нижнем Новгороде является Федор Селезнев профессор Нижегородского университета, доктор исторических наук, нижегородский краевед, член Топонимической комиссии.
У него есть исследование о том, как и когда у нижегородских улиц отбирали «родные» названия. Оно опубликовано в сборнике статей «Нижегородский краевед». Происходило переименование после Октябрьской революции.
И первой большевики поменяли название Благовещенской площади, в газетном отчете о митинге 7 ноября 1918 года она уже названа Советской. Теперь это площадь Минина и Пожарского.
Следующая волна переименований прокатилась по городу через два с половиной года. Малая Покровская улица с 1 мая 1921 года была переименована в улицу революционера Якова Воробьева. Он погиб в 1919 году, был первым председателем губернской чрезвычайной комиссии, а сама она размещалась как раз на Малой Покровке.
Тогда же и Большая Покровская была переименована в честь нижегородца, революционера Якова Свердлова.
Новые названия тогда получили промышленные предприятия. Сормовские заводы стали «Красным Сормовом», «Новая Этна» — «Красной Этной», завод «Фельзер» — «Двигателем революции», завод Добровых и Набгольц — Нижегородским машиностроительным. Завод фирмы «Сименс» теперь следовало именовать Нижегородским телефонным, «Молот» — «Красным молотом», «Волго-Оку» — «Плугом», Молитовский затон — затоном 25 октября, Военно-обувную фабрику — фабрикой 3-го Интернационала.
Завод Смелова стал «Якорем», завод Левина — «Красным Пахарем», завод Сарне — «Пролетарием», завод Антонова — «Литейщиком». «Волга» получила имя Розы Люксембург, завод Тер-Акопова — «26 коммунаров». К названию Нижегородского механического артиллерийского завода добавили «памяти рабочего Костина». А вот название завода «Труд» оказалось созвучно новой эпохе. Его решили сохранить.
Одна из старейших площадей Нижнего Новгорода. На площади располагается Крестовоздвиженский монастырь, в честь которого во времена Российской империи площадь получила название Крестовоздвиженской. Позднее была переименована в Монастырскую. В советское время, после смерти Мартына Лядова площадь назвали его именем. Также в течение недолгого времени площадь носила имя Ромена Роллана, однако впоследствии была переименована обратно в площадь Лядова.
Всего в первые годы Советской власти в городе новые названия дали 75 улицам и площадям.
В начале 90-х годов вместе с возвращением исторического имени Нижнего Новгорода вернули и несколько названий улиц: Большая Печерская, Лыкова Дамба, Большая и Малая Покровские, Алексеевская, Варварская, Ильинская, Сергиевская, Рождественская. После этого процесс остановился.
В 2012 году общественные деятели — почетные граждане города, писатели, депутаты — в связи с реконструкцией площади Лядова попросили назвать ее Монастырской, а прилегающую улицу Красносельскую — Крестовоздвиженской.
Инициативу тогда поддержал митрополит Георгий, церковь даже организовала сбор подписей, их было около 4 тысяч. Но у активистов опять ничего не вышло.
Борцы не сдаются
И вот новая попытка переименования. Оппоненты членов комиссии, которая снова начала работать в 2015 году, говорят, что это будет стоить больших материальных затрат. Но члены комиссии ссылаются на опыт Санкт-Петербурга, где недавно переименовали сразу несколько улиц.
Губернатор северной столицы Георгий Полтавченко в своем интервью в СМИ сообщил, что по российским законам вносить изменения в документы граждан необязательно, если только люди сами этого не захотят. Основные расходы — установка номерных знаков на дома и дорожных указателей. А они и так периодически обновляются в плановом порядке. Внесение топонимических изменений в электронные ресурсы финансовых затрат вообще не требует.
Чем закончится очередная попытка активистов — неизвестно. Ведь все решения этой комиссии для власти носят исключительно рекомендательный характер.
P.S. Самые радикально настроенные участники обсуждения этой проблемы считают, что нижегородцев вообще не надо спрашивать об их мнении.
Ранее мы писали, что американский сенатор предложил переименовать Висконсин-авеню в Борис Немцов Плаза в Вашингтоне. Именно при губернаторе Немцове городу вернули имя Нижний Новгород.
Текст: Татьяна Кузнецова
Фото: Александр Ивасенко, Наталья Бурухина, Игорь Иванов
Не забывайте, что у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Нижнего Новгорода. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/nn_ru.