Борский завод станет площадкой для стекольного кластера и индустриального парка. Сейчас это современное, полностью автоматизированное производство, выпускающее стекла для автопрома. А первая его продукция — оконное строительное стекло толщиной от 2 до 4 мм. Ее изготовление было запущено в 1934 году.
С тех пор завод развивался, осваивал новые производства. Во время Великой Отечественной войны работали на нужды фронта: выпускали специальные технические стекла для самолетов, танков, для химической промышленности. В послевоенные годы производил строительные, автомобильные стекла, облицовочную плитку, зеркала. В 1970 году запустили первую в СССР автоматизированную линию по производству полированного стекла, через 16 лет — вторую.
В 1997 году контрольный пакет акций ОАО «Борский стекольный завод» приобрел международный консорциум в составе компании «Главербель С.А.», ЕБРР, МФК и Альфа Банка. Группа «Главербель» (Бельгия) входит в состав транснациональной корпорации «Асахи-Гласс» — крупнейшего в мире производителя стекла (Япония) и включает в себя 35 заводов по производству полированного, автомобильного, специального стекла и зеркал с сетью продаж по всему миру. Это второй по величине производитель плоского стекла и третий по величине производитель автомобильного стекла в Европе.
Новые владельцы вложили в реконструкцию завода 100 млн долларов. На эти деньги был построен новый цех автостекла. С тех пор, как говорит генеральный директор ОАО «Эй Джи Си Борский стекольный завод» Сергей Князев, модернизация не прекращалась. Сейчас заняты реконструкцией первой линии полированного стекла.
— Наше подразделение ориентировано на автопром. Выходит новая модель — они просят новое стекло. И не просто новое стекло, а новые критерии качества, — рассказал гендиректор, кстати, потомственный стекловар. — А в последние годы произошел вообще резкий скачок: во-первых, сюда пришло производство мировых брендов, а во-вторых, они стали поставлять стекло, в том числе, в Европу. Там другие требования к качеству.
А вот печь, производящая полированное стекло, с его слов, работает в режиме нон-стоп: 24 часа в сутки 365 дней в году. Некоторые не ремонтировались по 20 лет. В этих случаях ее ломают до фундамента и строят новую, по новым чертежам, с учетом новых технологий.
Производство стекла начинается с приготовления шихты — порошка, из которого варят стекло. Она представляет собой зерна кварца, расплавленные при температуре до 1600 градусов. Затем стекло варят, формируют из стеклянной массы ленту, обжигают и разрезают. Готово — можно паковать.
На заводе есть музей, в экспозиции которого представлены не только «фирменные» борские автомобильные стекла, но и смежная продукция. Например, с 1970-х до нулевых здесь выпускали хрусталь.
А до недавнего времени делали цветное интерьерное стекло для фасадов — серое и бронзовое. Но на одной линии технологически невозможно, по словам гендиректора, производить «всю гамму красок стекольной палитры». Поэтому сейчас завод ограничился тремя цветами, которые используются в автопроме — бесцветное, зеленое и темно-зеленое. Но с запуском второй линии намерены вернуться и к фасадным стеклам.
На Борском стекольном заводе работает 1100 сотрудников. Средняя зарплата на предприятии 47–50 тысяч рублей. Хоть компания иностранная, но работники сплошь все здешние. Да и продукция завода предназначена в основном для местного потребителя.
— Мы всегда будем ориентированы на внутренний рынок. Это удобней: ты всегда будешь ближе к клиенту, сможешь реагировать на его просьбы, имеешь обратную связь, пояснил Сергей Князев. — А если он выдвигает завышенные требования, это сигнал, что надо думать дальше. Мне всегда нравится больше работать с клиентом, который рядом и всегда может тебя «за локоть подергать».
Не забывайте, что у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Нижнего Новгорода. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/nn_ru.
Текст: Ирина Видонова
Фото: Наталья Бурухина, Анна Вингурт