Представьте, что вам срочно нужно вызвать скорую, но говорить вы не можете. Как быть в такой ситуации? Попросить о помощи тех, кто рядом? А если вы одни дома? А если на улице ночь? В подобную ситуацию регулярно попадают глухие. Чтобы обратиться в экстренные службы, к врачам, вызвать мастера и банально заказать пиццу, глухим и слабослышащим просто необходима диспетчерская служба. За её возрождение нижегородское отделение Всероссийского общества глухих (ВОГ) сражается уже много лет.
В редакцию NN.RU обратилась нижегородка, председатель ВОГ Мария Дмитриева. За её плечами огромный опыт общения с чиновниками: она обращалась с требованием создать диспетчерскую и к мэру, и к двум последним губернаторам. Всё без толку.
— Служба позволяет глухому человеку, находясь в любом месте, самостоятельно вызвать мастера, задать вопрос специалисту, вызвать врача на дом или скорую, — поясняет Мария. — Были случаи, когда глухие застревали в лифтах, и мы звонили диспетчеру. У кого-то кошка тяжело рожала, обратились к нам через Skype. Мы позвонили в ветклинику, нас по телефону консультировали, как принять роды у кошки, и в режиме онлайн всю информацию мы переводили на жестовый язык. Люди обращались и по вопросам трудоустройства, вызова педиатров и врачей на дом в холодное время года. Писали аж с шести-семи утра, мы не отказывали — спали рядом с рабочим мобильным телефоном, вызывали врачей, мастеров и экстренные службы по пути на работу. Нас просили узнать информацию по мобильным операторам, стоимости услуг или товара, бронирования, звонили в госучреждения, по соцвопросам и не только.
Мария Дмитриева вспоминает один из последних случаев, когда в ночь с 13 на 14 июля в полвторого ночи у трёхгодовалого ребенка поднялась температура 41 °С. Глухие родители написали на бумаге просьбу вызвать скорую и долго звонили и стучали в дверь к соседям. На это ушло довольно много времени, но ситуация в итоге разрешилась благополучно.
Кстати, в настоящий момент на учете в нижегородском ВОГ состоят 1898 человек. В год от этих людей поступает не меньше двух тысяч обращений.
Не готовы финансировать
Впервые диспетчерская служба была создана в июле 2012 года на средства Министерства внутренней политики, Центра занятости населения и НРО «ВОГ».
— В 2012 году мы узнали про государственную программу «Доступная среда», но о ней было очень мало информации, — рассказывает Мария. — Мы подумали, что «раскачаемся» пока на грантах, а потом по госпрограмме продолжим. Написали грант (это безвозмездная субсидия в денежной или иной форме для реализации полезного проекта) для проекта «Телефонная диспетчерская служба для инвалидов по слуху», и его поддержали.
Диспетчерская служба с двумя операторами-переводчиками работала шесть месяцев.
— Я работала в то время оператором-переводчиком с 9:00 до 17:00, коллега на общественных началах «работала» и ночью — брала с собой домой служебный мобильный телефон.
Закрылась диспетчерская от отсутствия финансирования. В общей сложности она продержалась пять лет, с перебоями, на разные средства. В 2017 году спонсоров не стало.
— От имени тех глухих, которые стоят за моими плечами, я пишу везде, — делится Мария. — О свободной доступности информации есть в законодательных актах, но на практике у нас в Нижегородской области это работает слабо. В основном пишу письма в вышестоящие организации, чаще в Министерство соцполитики, так как оно является ответственным исполнителем государственной российской программы «Доступная среда» на 2011–2020 годы. Лично мне говорят, что диспетчерская действительно нужна глухим, но власти не готовы долгосрочно финансировать её.
Порочный круг
Сейчас диспетчерские службы успешно работают в Карачаево-Черкесской республике, Перми, Саранске, Ханты-Мансийске, Волгограде, Иркутске, Новосибирске, Свердловской, Амурской, Московской, Челябинской областях (а здесь их целых шесть!) и не только. Все они, по данным ВОГ, существуют за счет областного и федерального бюджетов в рамках подпрограммы «Доступная среда». Некоторые диспетчерские работают даже круглосуточно.
— Я пыталась записаться на прием к Шанцеву, мне ответили, что к нему на прием сразу нельзя, сначала изложите суть вопроса в письме, — вспоминает Мария. — Написала письмо. В итоге письмо переправили в Министерство соцполитики, и оттуда ответ — пишите гранты. Недавно позвонила в приемную Никитина, там то же самое ответили, что сначала напишите письмо. Я сказала, что у нас многолетний нерешаемый вопрос, и боюсь, что письмо снова переправят в соцполитику. Тогда мне ответили: укажите в письме «просьба письмо не переправлять в соцполитику». Это даже забавно. В чём же проблема? Я так думаю, что, возможно, коррупция: за период с 2009 по 2019 год в Министерстве сменилось пять министров, сейчас шестой работает.
NN.RU направил запрос в пресс-службу правительства Нижегородской области. А ответ почему-то пришёл от администрации ГБУЗ НО «Станция скорой медицинской помощи г. Нижнего Новгорода»:
— В настоящее время учреждение не оснащено оборудованием для принятия вызовов скорой медицинской помощи от слабослышащих и глухонемых граждан, вопрос об оснащении таким оборудованием прорабатывается. Для возможности принятия вызовов в диспетчерскую службу ССМП от Нижегородского общества глухих требуется приобретение специального оборудования «Текстофон» с программным обеспечением Invatouch. Требуется минимум один комплект для Нижегородского общества глухих и один комплект для станции скорой медицинской помощи для обмена и принятия информации между учреждениями, общей стоимостью 120 000 рублей. На данный момент решается вопрос о закупке необходимого оборудования для принятия вызовов от слабослышащих и глухонемых граждан.
Почему в правительстве говорят только о скорой помощи, когда диспетчерская охватывает куда больший спектр всевозможных инстанций и организаций, остаётся неясно. Мы направили повторный запрос и снова получили ответ, касающийся медицины:
— Вопрос прорабатывается, — сообщает пресс-служба правительства региона. — Министерством здравоохранения Нижегородской области рассмотрено обращение Нижегородского регионального отделения Всероссийского общества глухих, касающееся реализации возможности вызова скорой медицинской помощи с помощью коротких SMS-сообщений. Для обсуждения вопросов и деталей реализации предложения в ближайшее время будет организована встреча представителей общества с главным внештатным специалистом по скорой медицинской помощи и медицине катастроф Министерства здравоохранения Нижегородской области Ермоловой Светланой Игоревной.
В настоящее время NN.RU продолжает переговоры с правительством области.
Фото: Наталья Бурухина
Хотите обсудить материал? Подписывайтесь также на нашу группу «ВКонтакте», нам важно мнение каждого подписчика!