7 декабря вторник
СЕЙЧАС -7°С

Бомбежки, танки… и парусная регата. Публикуем раритетные фото города Горького в годы войны

Горький внес большой вклад в Победу в Великой Отечественной войне

Поделиться

Фотографии города Горького военных лет

Фотографии города Горького военных лет

Поделиться

Город Горький, хотя и не находился на линии фронта, внес значительный вклад в Победу в Великой Отечественной войне. Здесь был создан уникальный военно-промышленный комплекс предприятий, позволивший наладить выпуск практически всех видов оборонной продукции: оружие и снаряжение для сухопутных войск, самолеты для авиации, подводные лодки для флота и многое другое. Да и работа предприятий легкой промышленности была подчинена задачам фронта: фабрики выпускали обмундирование, армейскую обувь, парашюты и другие необходимые на войне вещи.

Митинг на Советской площади


После начала Великой Отечественной войны в Горьком прошел общегородской митинг на площади Советской (нынешняя площадь Минина и Пожарского). Несколько тысяч человек записались добровольцами на фронт, начали формироваться отряды народного ополчения, появились курсы и кружки обучения военному делу.

Митинг на площади Советской, 1941

Митинг на площади Советской, 1941

Поделиться

Отработка боевых навыков, 1941

Отработка боевых навыков, 1941

Поделиться

Город под бомбами


В годы Великой Отечественной войны непосредственно на территории города Горького военных действий не было, зато в течение двух лет — с осени 1941 по лето 1943 года — по городу велись постоянные бомбардировки. Всего было совершено 43 налета, из них 26 налетов были ночью. На город за весь период сбросили 33 934 зажигательные бомбы и 1631 фугасную. В операции «Барбаросса» с самого начала значилось условие уничтожения промышленности Горького. Немцы планировали, что уже во второй половине сентября 1941 года город должен перейти под их контроль. Горьковский машиностроительный завод планировалось переоборудовать под выпуск немецкой военной техники.

Главной целью бомбардировок был Горьковский автомобильный завод. Немецкие фирмы и специалисты принимали участие в его строительстве, поэтому хорошо знали его планировку и оборонный потенциал. Кроме того, это было достаточно известное в мире предприятие, и новость о его уничтожении должна была произвести важный пропагандистский эффект.

Разбомбленный главный сборочный конвейер Горьковского Автозавода, 1943

Разбомбленный главный сборочный конвейер Горьковского Автозавода, 1943

Поделиться

Детский сад № 8 после бомбежки, 1941–1943

Детский сад № 8 после бомбежки, 1941–1943

Поделиться

Центр промышленности


С первых дней войны промышленные предприятия города Горького перепрофилировали на выпуск продукции для фронта. Завод «Красное Сормово», например, обязали полностью перейти на выпуск средних танков Т-34 и боеприпасов для артиллерии. И уже в октябре 1941 года первый эшелон горьковских танков отправился на оборону Москвы.

Т-34 на Красном Сормове, 1945

Т-34 на Красном Сормове, 1945

Поделиться

На том же «Красном Сормове» в 1943 году создали катер на подводных крыльях А-4. Гидродинамическая схема торпедного катера на подводных крыльях и основные его чертежи и расчеты были разработаны Ростиславом Алексеевым еще в 1941 году, когда он был студентом кораблестроительного факультета Горьковского индустриального института.

Cпуск на воду катера на подводных крыльях «А-4» в гавани завода «Красное Сормово», 1943

Cпуск на воду катера на подводных крыльях «А-4» в гавани завода «Красное Сормово», 1943

Поделиться

В 1943 году у Горьковского автомобильного завода появилась возможность полноценно вернуться к работам над легковыми автомобилями. Изначально новая модель планировалась в двух вариантах: М-25 с шестицилиндровым двигателем и М-20 с четырехцилиндровым двигателем. Первый ходовой образец М-25 испытали в ноябре 1944 года, а первый прототип М-20 был готов к началу 1945 года. Сразу после окончания войны предсерийные экземпляры «Победы» продемонстрировали в Москве высшему руководству во главе с Иосифом Сталиным. Он выбрал более дешевый и экономичный четырехцилиндровый вариант.

«Победа» на Автозаводе, 1945

«Победа» на Автозаводе, 1945

Поделиться

В 1942 году члены общества «Динамо» Горьковской области начали собирать средства на строительство танковой колонны. К декабрю того же года было собрано и внесено 600 тысяч рублей, а торжественная передача колонны танков Т-70 и бронеавтомобилей БА-64 состоялась 21 декабря 1942 года возле Дома Связи на площади 1 Мая (нынешней площади Горького).

Танковая колонна «Горьковский динамовец», 1942

Танковая колонна «Горьковский динамовец», 1942

Поделиться

Истребители ЛаГГ-3 запустили в массовое производство в октябре 1940 года. Выпуск начали на четырех государственных авиационных заводах: в Горьком, Ленинграде, Таганроге и Новосибирске. Первый ЛаГГ, изготовленный в Горьком, поднялся в воздух 23 января 1941 года. Контрольные испытания ЛаГГ-3 закончились 20 июня 1941 года.

Цех по сборке самолетов ЛаГГ-3, 1942

Цех по сборке самолетов ЛаГГ-3, 1942

Поделиться

Быт нижегородцев в годы войны


Как и везде, во время войны жизнь в Горьком и его окрестностях была неимоверно тяжелой. Практически сразу начались перебои с хлебом, людям приходилось отстаивать огромные очереди, цены на продукты на рынках резко выросли. Поэтому даже в городе жители старались вести подсобное хозяйство, выращивали во дворах возле многоквартирных домов картошку, морковь и другие овощи.

Проспект Кирова, 1942

Проспект Кирова, 1942

Поделиться

Горький. Почаинский овраг. Кремль, 1944–1945

Горький. Почаинский овраг. Кремль, 1944–1945

Поделиться

Назло войне


Дворец культуры имени Ленина был построен в 1927 году, к 10-летию Октябрьской революции. Во время войны несколько бомб разорвалось рядом со зданием — на фото видно закопченные колонны и частично выбитые окна. На крыше здания — лозунг «Война — войне», сделанный из электрических лампочек (это часть известного лозунга «Миру мир, война войне», наиболее актуальная в то время. Но, несмотря на войну, культурная жизнь не останавливалась. В ДК показывали довоенные фильмы и устраивали концерты.

Дворец культуры <nobr class="_">им. В. И. Ленин</nobr>а, 1942

Дворец культуры им. В. И. Ленина, 1942

Поделиться

22 июня 1941 года в Москве на Клязьминском водохранилище проходили гонки яхт. После двух гонок пришло известие о войне. И тогда один из сильнейших гонщиков Алексей Наумов заявил: «А назло Гитлеру догоняемся». И они провели еще семь гонок — назло фашистам и самой войне.

В годы самой войны во многих городах, где до этого был популярен парусный спорт — в Одессе, Севастополе, Керчи, Ленинграде, — было теперь просто не до соревнований. Но уже в 1942 году на московских водохранилищах проводили тренировки юные яхтсмены, а в 1944 году паруса поднялись в только-только освободившемся от блокады Ленинграде. В том же году в Горьком прошла V Поволжская парусная неделя. 8 сентября 1944 года участники собрались на украшенной водной станции «Динамо», и после парада был дан старт гонке на 10 километров.

V Поволжская парусная регата в городе Горьком, 1944

V Поволжская парусная регата в городе Горьком, 1944

Поделиться

Самая главная новость


9 мая 1945 года газета «Горьковская коммуна» вышла с текстами Акта о военной капитуляции и Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об объявлении 9 мая праздником Победы». Этот день — пока только в этом же году — был объявлен нерабочим, а всем госучреждениям предложили поднять на своих зданиях Государственный флаг СССР. Один из таких флагов был вывешен на здании Городского театра (нынешний театр драмы имени Максима Горького на Большой Покровской).

День капитуляции Германии, 1945

День капитуляции Германии, 1945

Поделиться

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК26
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Нижнем Новгороде? Подпишись на нашу почтовую рассылку