В ходе частичной мобилизации вручить повестку может не только представитель военкомата или работодатель, но и работник так называемого аппарата усиления военного комиссариата — это гражданский человек, которого привлекают для помощи как раз в случае мобилизации. Корреспондент NN.RU поговорил с таким нижегородцем.
— На прошлой неделе в ГЖД поступила разнарядка о том, что надо выделить людей для вручения повесток. Письмо пришло начальнику дороги из военкомата Ленинского и Канавинского районов, а он расписал его для выполнения ниже, — говорит сотрудник ГЖД Дмитрий (имя изменено по просьбе собеседника. — Прим. ред.). — Я в числе прочих служащих попал в эту разнарядку, нам расписали даты и время, когда мы должны были заниматься раздачей повесток.
— Вы подписывали какой-то договор с военкоматом и проводился ли какой-то инструктаж перед вручением повесток?
— Нет, никакого договора я не подписывал. Приехал к 06:00 к военкомату в назначенный день, там мне сказали, как вручать повестку, где призывник должен расписаться, где надо оторвать корешок о вручении. Всё. Правда, в первый мой «рабочий» день мне не досталось машины, на которой я должен был ездить по адресам, поэтому я просто вернулся на свое рабочее место.
— Сколько всего «смен» вам расписали для вручения повесток?
— Три. В первый раз я так никуда не поехал из-за того, что не досталось машины, во второй раз выехать всё же удалось. Со мной был лейтенант полиции. У меня в списке значилось шестнадцать человек — все до тридцати пяти лет, прошедшие службу в армии. Третья поездка ожидается позже.
— Во сколько вы начали поквартирный обход?
— Примерно в полседьмого утра. Но поквартирным его назвать сложно, поскольку итого только в одной квартире нам открыли дверь. Во всех остальных случаях всё заканчивалось у домофона: примерно в половине случаев нам просто никто не отвечал на звонок, во второй — услышав, что мы пришли с повесткой, просто прекращали разговор.
— Как удалось вручить повестку одному человеку?
— Это был подъезд без домофона, поэтому мы зашли в подъезд и позвонили в квартиру. Нам открыл заспанный парень, получил повестку, расписался там, где надо, — было ощущение, что ему вообще пофиг.
— Долго вообще проходила ваша «смена»?
— Ну вот примерно в полседьмого начали, около десяти утра мы уже закончили. Из шестнадцати повесток вручил только одну.
— Что говорят ваши коллеги, как у них всё прошло?
— Особо со многими не общался, ну вот один сотрудник сказал, что всё прошло примерно так же, как и у меня, без каких-то проблем. Из двадцати трех повесток он вручил три.
Для обеспечения оповещения, призыва и отправки мобилизационных ресурсов в Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования в мирное время создается аппарат усиления военного комиссариата (далее — аппарат усиления).
Порядок и нормы привлечения граждан к работе (к занятиям по подготовке к работе) в аппарате усиления устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации.
Граждане привлекаются к работе (к занятиям по подготовке к работе) в аппарате усиления на основании договора, заключаемого ими с военным комиссариатом.
Военные комиссариаты информируют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и руководителей организаций о количественном и персональном составе аппарата усиления, помещениях (зданиях), земельных участках, транспортных и других материальных средствах, необходимых для выполнения возложенных на военные комиссариаты задач, а также о планируемых мероприятиях по мобилизационной подготовке с привлечением аппарата усиления.
Положение о военных комиссариатах (утв. Указом президента РФ от 7 декабря 2012 г. № 1609).
Подробнее о том, как по закону должны вручать повестки и кто не может выдавать их в любом случае, недавно разбирали наши коллеги из NGS.RU.