Гнилые стены, рвущиеся трубы и долгие дни без отопления. В таких условиях живет 59-летняя Светлана Гуськова с мужем и дочерью в «аварийке» практически в центре Нижнего. Вместе с ними на 22 квадратах прописана еще одна семья — всего получается шесть человек. Чиновники пытаются переселить Гуськовых. Но снова в однушку вместе с еще одной семьей, несмотря на то, что Светлана стоит с 2008 года в очереди на получение отдельной квартиры как малоимущая.
О семье Гуськовых, особенностях жизни в аварийном доме и низких шансах снять в Нижнем квартиру у государства — в нашем небольшом репортаже.
Двор с призраками
Двухэтажные строения на 2-й Оранжерейной — словно декорации к фильму с привидениями. Выбитые местами окна, подгнившие дощатые стены, косо торчащие подпорки козырьков. У одного из зданий — огромная яма. Она периодически наполняется до краев кипятком, когда от мороза рвется очередная труба. А за мрачными строениями к небу тянутся многоэтажки ЖК «Орбита».
В доме, который с ямой, живет семья Светланы Гуськовой. Их соседей расселили в этом году. Предлагали квартиру и Гуськовым — но выдвинутые чиновниками условия не устроили. Сейчас семью пытаются переселить через суд.
— Сидишь на диванчике — и тынь-тынь-тынь. Всё ходуном ходит. От этого у нас и течь [в доме] пошла, — так Светлана и ее муж Геннадий описывают начавшуюся пять лет назад масштабную стройку жилого комплекса прямо под их окнами.
На следующий год дом признали аварийным. Поставили дату расселения на 2033 год.
— Представляете, 2033 год! Это когда я стала писать везде всем, вот уж они решили до 22 года, — рассказывает Светлана.
Две недели в холодном доме
На сегодня Светлана, ее муж и дочь живут в доме одни. Иногда в «аварийку» заглядывают бывшие жильцы — забрать оставленные вещи.
— Из удобств — отопление центральное и холодная вода. У нас ни газа, как говорится, ни туалета нормального, ни ванны, у нас ничего этого нет, — описывает положение своей семьи пенсионерка.
При этом отопление в доме порой вовсе пропадает. В декабре Гуськовы две недели просидели в холоде. Перед тем коммунальщики срезали часть батарей в доме. Трубы замерзли, и даже вода исчезла. ДУК восстановил отопление только после жалоб Светланы губернатору.
— Жить здесь одним, конечно, страшновато. Тем более дом-то подожгли напротив (он был ранее расселен. — Прим. ред.), — опасается Светлана.
Вшестером — в однушку
Однушка на 2-й Оранжерейной досталась Светлане от мамы, умершей несколько лет назад. А та почти полвека назад получила ее от чулочно-трикотажной фабрики имени Цеткин. Сейчас квартира оформлена на жильцов по договору соцнайма.
Социальный наем жилья (соцнаем) — разновидность аренды. Государство сдает нуждающимся гражданам жилье на льготных условиях. При этом у арендатора не должно быть в собственности другого дома или квартиры. После этого приобретенное по соцнайму жилье можно приватизировать.
— Когда сюда заселяли, говорили, что через два года «вас сломают». Вот мы до сих пор здесь. 45 лет как ломают, — говорит пенсионерка.
Сейчас в квартире прописаны шестеро: она, муж, две дочери и еще 17-летняя племянница с братом. Последний сейчас в тюрьме. Его срок подходит к концу в 2028-м. Но, как говорит Светлана, его могут отпустить гораздо раньше. Племянница живет отдельно со своей бабушкой.
Гуськовым с весны этого года предлагают переехать в пятиэтажку на улицу Завкомовскую. Она стоит в поселке Дачный у берега Шуваловского канала в окружении частных домов. В пятиэтажке их тоже ждет однокомнатная квартира, но на 30 квадратных метров. В нее, по документам, хотят вселить шестерых: семью Светланы, ее брата и племянницу.
— Им бы дали отдельно и нам бы отдельно. Мы бы и требовать не стали. Не надо никакой метраж. Нам бы хватило, — жалуется женщина.
Приобрести самим другое жилье у Гуськовых нет никакой возможности. Раньше Светлана и ее муж Геннадий работали в милиции, во вневедомственной охране. Пенсия после ухода со службы оказалась скромной.
Не по нормам, но по закону
Семья Гуськовых признана малообеспеченной. По закону она имеет право на получение от государства жилья на условиях соцнайма. Однако воспользоваться этим правом, по крайней мере, в Нижнем Новгороде, крайне сложно. В очереди на квартиру Светлана встала в далеком 2008 году под номером 3849. Прошло 14 лет. Теперь она на 1811-м месте.
О своем праве на квадратные метры Гуськовы вспомнили при расселении. Ведь предложенная однушка никак не соотносится с установленными нормам. Согласно ЖК РФ и постановлению гордумы «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения в Нижнем Новгороде», площадь предоставляемого жилья должна быть не меньше 13 квадратов на человека. Но и здесь всё оказалось непросто.
— Если семья стоит уже в очереди, живет в ветхом фонде и принято решение этот фонд расселить, то тогда они, действительно, имеют право на внеочередное получение жилья, отличающееся по метражу — то есть на улучшение жилищных условий, — рассказывает нижегородский юрист Александр Кузнецов.
В случае Гуськовых, однако, всё усложняется тем, что вместе с ними прописана семья брата, которая не стоит на очереди. Ее по закону город не обязан наделять отдельным жильем. Кроме того, уточняет юрист, расселение из аварийного фонда и улучшение жилищных условий юридически — это две разных категории.
— По закону семье должны дать квартиру не меньшей площади, чем была до того. Им дают квартиру на 30 квадратных метров, что, конечно же, не отвечает социальным нормам, но, в принципе, это предоставление равноценного жилья. Единственное условие — оно должно отвечать всем правилам благоустройства. То есть не быть таким же ветхим и аварийным, — поясняет Александр Кузнецов.
В то же время у граждан есть право докупить недостающие квадратные метры у администрации. И в этом варианте предусмотрены льготы.
— Есть целая череда льгот для многодетных, семей с детьми-инвалидами, нуждающихся и т. д. Если они под эти категории подходят, 30% платят граждане, а 70% платит администрация. Если не подпадают — тогда за свой счет. Такой закон, — рассказывает юрист.
Суды и тревоги
В Нижнем в очереди на отдельное жилье стоят тысячи человек. Есть льготные категории, например, дети-сироты, которым квадраты должны выделять в первую очередь. На практике и им приходится ждать квартир годами. Для ускорения процесса они вынуждены обращаться в суд.
Встать на очередь для получения жилья у Гуськовых получилось не с первого раза.
— Мы еще до 2005 года ходили в администрацию. Там говорили, что, раз вы в милиции работаете, вам там должны давать. Потом говорили, что нас скоро сломают и по 13 метров дадут, — рассказывают Гуськовы.
Сейчас семья чиновникам уже не верит, опасаясь после расселения лишиться места в очереди, и судится с администрацией. Пока не в свою пользу — два суда Гуськовы проиграли.
NN.RU направил запрос, чтобы уточнить позицию мэрии по данному вопросу. Пока ответа мы не получили.
Обновление. 27.12.2022. 18:40.
Как сообщили в департаменте строительства и капремонта Нижнего Новгорода, сейчас в очереди на жилье стоят 11 298 нуждающихся семей нижегородцев. Среди них малоимущих — 822 семьи.
— Советским районным судом Нижнего Новгорода 20 июня 2022 года принято решение о выселении семьи Гуськовой Светланы в предоставленное жилое помещение. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете, — ответили в мэрии на запрос корреспондента NN.RU.