Задумывались ли вы, что происходит в метро после его закрытия? Куда уезжают поезда, где спят машинисты? И почему вагоны не ходят круглосуточно? Дело в том, что после того, как метро покидает последний пассажир, на платформах и в тоннеле с новой силой закипает работа — начинается уборка станций, проверка вагонов и ремонт. NN.RU прошелся пешком по тоннелю от «Горьковской» до «Московской» и посмотрел, что же происходит в подземке перед новым рабочим днем.
За закрытыми дверьми
Станция «Горьковская» закрывается через десять минут после полуночи. К этому моменту поезд высаживает последних пассажиров и отправляется в депо на ночевку. Ровно в эту минуту стеклянные двери вестибюля запираются на ключ, который, кстати, у каждой станции свой. После закрытия на станции остается с десяток сотрудников. Некоторым из них в ближайший час нужно закончить смену, а для кого-то рабочее время только начинается.
Останавливается работа метро с турникетов — кассиры закрывают смену на терминалах и выгружают накопившиеся за день жетоны и монеты. В этот же момент на станции останавливаются эскалаторы, а машинисты перегоняют пустые поезда со всех станций на «Московскую» — именно там и «отсыпаются» поезда.
После этого на станции начинается уборка. Рабочие в оранжевых спецовках моют пол с помощью поломоечных машин и протирают поручни эскалаторов и лестниц. Наводить порядок приходится не только в вестибюле, но и в самом тоннеле.
Когда все составы отправились на ночевку, около часа ночи из динамиков звучит сообщение от дежурного о снятии напряжения с контактного рельса. После этого в тоннеле включается освещение и ремонтные бригады спускаются на пути. Стены и свод обрабатывают небольшими участками в сто метров — пыль смывают моющими средствами и водой из шланга. В это же время по станциям проезжает мотовоз, он же хозяйственный поезд, на нем перевозят необходимые для ремонта детали и сотрудников. Кстати, работает этот вагон на топливе, а не от электричества, как остальные поезда. Ведь после отключения контактного рельса напряжения на путях нет.
Пешее ночное рандеву
К спуску в тоннель ведут узкие железные мостки, попасть на которые можно только через служебные помещения. К слову, «кухню» метро на «Горьковской» от глаз пассажиров скрывают около сотни дверей.
При первых же шагах по рельсам в нос ударяет тот самый специфический запах метро. В основном он возникает из-за вещества под названием креозот, которым обрабатывают деревянные шпалы, чтобы они не разрушались. В нижегородском метро эта пропитка не используется только на станции «Стрелка», так как там уложен новый тип шпал — композитные, которые получаются из переработанного пластика и резины.
Идти по шпалам задача не из простых — они находятся на расстоянии примерно 20 см друг от друга. Постепенно, шаг за шагом, удается найти определенный темп и более уверенно передвигаться по подземелью. Впереди нас ждала долгая дорога в 3,2 км — именно такое расстояние от станции «Горьковская» до «Московской».
Дорога между станциями пешком заняла около часа — на протяжении всего пути картинка особо не меняется. Отличается лишь, например, свод тоннеля — в начале «Горьковской» он круглый, а по направлению к «Московской» сменяется на прямоугольный. Тип свода зависит от глубины заложения тоннеля. Такая же ситуация и с рельсами — на всём протяжении пути они разные, что зависит от конкретного места его расположения.
Спустя полчаса неспешным шагом мы добираемся до самой красивой точки на маршруте — метромоста. Оттуда через застекленные окна открывается вид на собор Александра Невского, улицу Черниговскую и Оку. До места мы добрались, когда уже начало светать, — сквозь вентиляционную решетку открывался невероятный вид на просыпающийся город.
Среди интересных конструкций на мосту — эвакуационный мостик. Он нужен на случай аварийных ситуаций — по нему через аварийные выходы пассажиры могут выбраться на улицу.
Финальной точкой нашей прогулки по тоннелю стала станция «Московская». Сюда на ночевку приезжают из остальных депо. Кстати, машинисты, которым выходить утром в рейс, ночуют здесь же. Для них выделено помещение с комнатой отдыха, а раньше даже были служебные квартиры, находившиеся неподалеку.
После того как ночные работы в тоннеле проведены и до первого рейса остается совсем немного времени, раздается предупредительный сигнал, что скоро включится контактный рельс. Сообщение звучит несколько раз, после чего электроснабжение подается автоматически. Работникам, которые были в «ночной», нужно отметиться в журнале, что перед поездкой поезда в тоннеле никого не осталось.
Мы тоже отметились в журнале и пошли на выход. Входная дверь еще закрыта — дежурный лично для нас открыл ее специальным ключом. До первого поезда еще пара часов, а работа в метро до сих пор не утихает.