![](https://n1s1.hsmedia.ru/47/1a/b0/471ab013d3a9b396cb3413ceb30f12f4/656x438_1_f5a9834cbe2c1813e47ad557efa54857@3000x2000_0xZzkdBePp_8223800193617495453.jpg.webp)
Осенью Нижний Новгород победил в федеральном конкурсе «Культурная столица года». В 2024 году нас ожидает множество интересных проектов и событий. В этом обзоре собрали все значимые выставки, которые уже сейчас можно увидеть в Нижнем.
Увидеть Джоконду XXI века
Может ли слово стать главным персонажем картины, какова цена американской мечты и в чем загадка ожидающего взгляда Джоконды? Ответы на эти вопросы зрителей приглашают найти на экспозиции «Горизонт» (0+). Она посвящена 90-летию Эрика Булатова.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/78/0a/81/780a81b8cf2468e54d755f42bf5d5063/656x492_1_62956f5a19c0a2a7497377a81e79be68@3000x2250_0xxNIAWKPa_2209069006941205278.jpg.webp)
Художник-концептуалист считается важнейшей фигурой русского неофициального искусства второй половины XX века. Его картины сегодня стоят невероятных денег. Так, например, холст «Вход — Входа нет» коллекционеры оценили в 713 тысяч фунтов, картину «Брежнев. Советский космос» приобрели за 1,5 миллиона долларов, а рекордную сумму в 2,2 миллиона долларов заплатили за полотно художника «Слава КПСС».
Почему эти картины так высоко ценят? Разобраться предстоит посетителям выставки в Пакгаузах: она включает около 20 работ из музейных и частных коллекций. Впервые за много лет кураторам удалось объединить значимые произведения, которые редко демонстрируют широкому кругу зрителей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ed/a3/f3/eda3f3948be4bc6c69f4260d32d13ef1/656x492_1_f38af30731a319ee3db060ee22086b9a@3000x2250_0xxUK3aRSU_1024043935988546256.jpg.webp)
— Концептуалисты не стремятся создать произведение искусства, они хотят изучить его. Булатов буквально раскладывает картины на атомы и показывает, из чего они состоят, как работают и взаимодействуют со зрителем. Например, у него есть статья, посвященная эффекту леонардовской Джоконды, где он объясняет эффект ее «ожидающего взгляда». Булатов и сам воспроизводит этот эффект, дополняя его толпой зрителей. И вот перед нами уже Джоконда XXI века, которую невозможно увидеть без посетителей в Лувре. Теперь они — часть картины. И мы, смотрящие уже булатовскую «Джоконду», невольно присоединяемся к этой толпе и тоже становимся ее частью, — объясняет генеральный директор Нижегородского художественного музея Роман Жукарин.
Обычно концептуалисты сопровождают свои произведения обширным текстом. Булатов же считает это лишним и ненужным. Основные принципы своего искусства он излагал в статьях. Их-то и взяли за основу кураторы выставки, которые превратили прямую речь художника в текст аудиогида. Он поможет разобраться, как «читать» концептуализм, и станет одним из смысловых акцентов проекта.
— Каждый проект для нас — это эксперимент, эмоциональная и интеллектуальная встряска. Я не люблю прятаться за шаблонные слова о значимости. Скажу честно, выставка работ Булатова была моей мечтой! Я особенно счастлив, что нам удалось показать их нижегородцам в юбилейную для художника дату. Я безмерно благодарен за поддержку каждому, кто помог воплотить всё это в выставочном Пакгаузе, — говорит Роман Жукарин.
Где: НГХМ | Выставочный пакгауз.
Когда: до 21 января 2024 года.
Адрес: ул. Стрелка, 21ж.
Перенестись в Нижний Новгород XIX — XX веков
Каким Нижний Новгород увидел царь Николай II, что носили в те годы его жители и как местные красавицы умудрялись делать завивку волос 100 лет назад? На выставке «Гуляя по Старому Нижнему» (0+) можно своими глазами увидеть портрет города на рубеже XIX–XX веков.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/06/43/26/064326c6ce75385595412bd906e08687/656x438_1_73df7e7acc06199c5b2e9afe604a9f3a@1920x1280_0xJVfUl7LG_1367694811622182355.jpg.webp)
В основе экспозиции — маршруты из книги Татьяны Виноградовой. Это известный педагог, краевед, почетный гражданин Нижнего Новгорода и автор более двухсот публикаций, посвященных городу и его культурному наследию. На выставке в кремлевском Манеже увидите редкие архивные фото, видеоматериалы и реальные предметы, принадлежавшие когда-то нижегородцам.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1c/be/b4/1cbeb4f61110748e22144bcd4b9ac2b9/656x438_1_a2b2970b2bf8771c396fe3d2a75252ad@1920x1280_0x03lnpPJD_2318373852385655631.jpg.webp)
В числе самых значимых — храмовая икона «Чудо Георгия о змие», спасенная из разрушенной Георгиевской церкви. А также картины, которые принадлежали нижегородским купцам Сироткиным, Каменским, Рукавишниковым и другим. А дополняют масштабный проект выставки в концертном Пакгаузе и Русском музее фотографии.
Где: НГХМ | Манеж.
Когда: до 28 января 2024 года.
Адрес: Кремль, корпус 1а.
«Почитать» библию для бедных
Все дети любят книжки с картинками. Чем больше иллюстраций — тем легче воспринимать содержание. Особенно в то время, когда грамота была доступна далеко не всем. Про историю иллюстрированных изданий «без текста» расскажет выставка «Легкое чтение: книжки в картинках» (0+). В экспозиции — более 100 акварелей, гравюр, литографий и иллюстрированных книг XV–XX веков.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ba/e8/96/bae896fcd286ca415af45feee36bdeeb/656x438_1_95c938f0869f5b45a9e9b6c30138166a@3000x2000_0xKtlf6XF0_5502683160762441287.jpg.webp)
— Выставка рассказывает о многовековой истории лицевых изданий на примере ценных и очень редких произведений книжной графики. Впервые зрители смогут увидеть роскошную книгу о деяниях святых — «Золотая легенда» Якова Ворагинского. Ее опубликовали в Нюрнберге в 1488 году. В то время такие богато украшенные издания были доступны только аристократии и высшему духовенству. Впоследствии сборник послужил источником вдохновения для многих поколений художников, — поделились искусствоведы.
На выставке можно увидеть «библии для бедных» — так в Европе в XV веке называли недорогие, отпечатанные вручную сборники с картинками и кратким текстом на каждом листе, а также цельногравированные книги. А еще лубочные народные картинки — это яркие самобытные иллюстрации по фольклорным мотивам, созданные безымянными мастерами.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/bb/4b/ae/bb4bae45c86bc72d9a87a38086ebc20d/656x438_1_1fba6bd127f550abf87601cc83ef4d33@3000x2000_0xMcWcrARy_2740524107372245370.jpg.webp)
— Рядом с лубком органично существуют работы лучших советских художников-иллюстраторов, ради которых стоит сходить на выставку. Легко узнаваемые произведения 1950–1980-х годов Татьяны Мавриной, Юрия Васнецова, Евгения Рачева и Бориса Малинковского ностальгически погружают в атмосферу детства. Вместе с тем выставка дает прекрасную возможность родителям показать своим детям большеформатные иллюстрации к книгам, на которых выросли их мамы и папы, — объясняют искусствоведы.
На выставке также показывают рисунки в различных техниках: от графики, акварели и гуаши до гравюры резцом и литографии. По словам организаторов, эти работы будут интересны ученикам художественных школ и тем, кто только делает первые шаги в искусстве.
Где: НГХМ | Русское искусство.
Когда: до 14 января 2024 года.
Адрес: Кремль, корпус 3.
Угадать, какое произведение создано вчера, а какое — много веков назад
Настоящее искусство — всегда современно. Это одна из ключевых идей новой выставки «Названо Вазари. Маньеризм» (12+). Здесь классическая живопись, скульптура, графика и декоративное искусство европейских мастеров XVI — начала XVII века из коллекции Пушкинского музея соседствуют с работами наших современников, которые вдохновились маньеризмом.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/07/6a/92/076a92d5e3dfe7ef1a626770e03d7ce5/656x438_1_ee8b7ac75df9bff1ff6c730f5eb8795f@2500x1667_0xHR7eERr1_7376816561774676085.jpg.webp)
— Интересно, что на выставках «Названо Вазари» зрители не всегда могут отличить, где искусство, которому 500 лет, а где произведения, созданные буквально вчера. Разобраться помогают подсказки — этикетки рядом с работами. Такое близкое соседство дает нам удивительную возможность понять, что темы, которые волновали людей 500, 1000 и даже 3000 лет назад, трогают нас и сейчас. Это очередное подтверждение тому, что искусство современно всегда, а несовременного искусства не бывает, — считает заведующий Волго-Вятским филиалом ГМИИ им. А. С. Пушкина (Нижний Новгород — Арсенал) Александр Комаров.
На экспозиции кураторы предлагают зрителю узнать об искусстве маньеризма, рассматривая детали домашней жизни представителей высших сословий Италии XVI века: «прогуляться» по библиотеке и домашней капелле, парадному салону, будуару и саду.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8b/32/f5/8b32f524be66c9abb4c4d7d8e09ad42b/656x438_1_1b9833d4cc37747cb5d34e2b8986211f@2500x1667_0x2FR1Q01n_3023294481355660435.jpg.webp)
— Есть работа, которую наш современник Егор Кошелев написал специально к выставке «Названо Вазари. Маньеризм». Егор защищал диссертацию по творчеству Тинторетто — живописца венецианской школы позднего Возрождения и маньеризма. Он тонко чувствует время, которому посвящена выставка: художник создал портрет «облачного» коллекционера — образ просвещенного и любознательного собирателя с широким кругом интересов. Облик этого господина дополняют говорящие атрибуты, которые отсылают к знаменитым произведениям искусства и многим работам, присутствующим на выставке. Получается интересная интеллектуальная игра, где зрителю нужно найти на выставке всё то, что изображено на картине, — поделился Александр Комаров.
Где: Арсенал.
Когда: до 24 марта 2024 года.
Адрес: Кремль, 6.
Переосмыслить время и пространство
Ценители современного искусства могут посетить сразу несколько разных выставок. В их числе проект медиахудожников media.tribe NON SEMANTIC (16+). Зрителей ожидает абсолютно уникальный опыт: темный коридор, всепоглощающий звук, игра света и тени, — и вот мы уже не в Нижнем Новгороде, а вне времени и пространства.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4c/58/34/4c58344a864ef5152a9fae0501c158e7/656x438_1_75b02d02d2227d3f931e6b8ac341631d@1920x1280_0xazJIsG4q_3716641415551785654.jpg.webp)
Команда исследует возможности современных технических средств. Лазеры, звук и цифровые экраны взаимодействуют между собой, расширяя пространство и создавая новые ощущения. Неожиданные формы в сочетании со звуковыми эффектами погружают в медитативное состояние и словно переносят в альтернативную реальность.
Где: мультимедиа-арт-пространство «ЦЕХ».
Когда: до 8 декабря 2023 года.
Адрес: ул. Варварская, 32.
«Будьте осторожны! Ваша неосмотрительность может быть чревата последствиями» (16+) — это необычный проект, который проходит в Нижнем под грифом «совершенно секретно». Его авторами выступили художник и основатель студии «Тихая» Артем Филатов, исследователь игр Евгений Кузьмичев и композитор Дмитрий Крылов. Жанр проекта определен как «режим особого осмотра пространства», который предполагает индивидуальное путешествие по зданию.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c7/d8/e8/c7d8e8f3e00223883eab9b1c4b4abf64/468x700_1_5676762e2ecb3f4d8439b350a56bd685@2003x3000_0x9iLfpCbR_2887899325321646301.jpg.webp)
Соглашаясь на участие, зрители принимают правила, которые установили авторы. Например, одна сессия может быть не больше 15 минут, а общение происходит только через чат в Telegram. Кроме этого, в студии действуют особые правила поведения. Необходима предварительная запись. Обсудить полученный опыт можно будет на общей встрече 5 декабря.
Где: студия «Тихая».
Когда: до 3 декабря 2023 года.
Адрес: ул. Ульянова, 4б.
На выставке «Гудит, как улей, родной завод» (6+) нижегородская художница Ваца тесно переплетает архивную историю Красной Слободы с историей НОНК — Нижегородского отделения Небесной канцелярии.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/62/10/51/621051a0a8736fafa74d176145aa374c/656x438_1_05dadd4c1fc768eea04a197423411aaf@2560x1706_0xaWkIxLbR_4694639788349755926.jpg.webp)
В экспозиции представлены найденные, чудом сохраненные или реконструированные объекты, которые имеют отношение к работе промышленных предприятий на Красной Слободе или свидетельствуют о бурной духовной жизни НОНК.
Где: Центр современного искусства «Терминал А».
Когда: 15 декабря 2023 года.
Адрес: Красная Слобода, 9а.
«Материальное отступает, на первый план выходит пустота, погружающая в транс», — так описывают персональную выставку петербургского художника Сергея Карева. Экспозиция «Русский транс» (16+) проходит в пространстве старинного особняка.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c8/2a/2d/c82a2d8caeb830b028586d54f05a761c/656x438_1_427efb74987e56612013e34ded157562@2048x1367_0x5vbU8Ush_6025305918991882051.jpg.webp)
Здесь размещены живописные работы и графические листы большого формата. За счет многократного повторения одного образа они погружают зрителя в состояние, близкое к трансу. Атмосферу дополняет многоканальная музыкальная композиция, написанная специально для выставки молодым композитором Иваном Шелоболиным.
Где: галерея FUTURO.
Когда: до 5 декабря 2023 года.
Адрес: ул. Рождественская, 6.