Осенью Нижний Новгород победил в федеральном конкурсе «Культурная столица года». В 2024 году нас ожидает множество интересных проектов и событий. В этом обзоре собрали все значимые выставки, которые уже сейчас можно увидеть в Нижнем.
Увидеть Джоконду XXI века
Может ли слово стать главным персонажем картины, какова цена американской мечты и в чем загадка ожидающего взгляда Джоконды? Ответы на эти вопросы зрителей приглашают найти на экспозиции «Горизонт» (0+). Она посвящена 90-летию Эрика Булатова.
Художник-концептуалист считается важнейшей фигурой русского неофициального искусства второй половины XX века. Его картины сегодня стоят невероятных денег. Так, например, холст «Вход — Входа нет» коллекционеры оценили в 713 тысяч фунтов, картину «Брежнев. Советский космос» приобрели за 1,5 миллиона долларов, а рекордную сумму в 2,2 миллиона долларов заплатили за полотно художника «Слава КПСС».
Почему эти картины так высоко ценят? Разобраться предстоит посетителям выставки в Пакгаузах: она включает около 20 работ из музейных и частных коллекций. Впервые за много лет кураторам удалось объединить значимые произведения, которые редко демонстрируют широкому кругу зрителей.
— Концептуалисты не стремятся создать произведение искусства, они хотят изучить его. Булатов буквально раскладывает картины на атомы и показывает, из чего они состоят, как работают и взаимодействуют со зрителем. Например, у него есть статья, посвященная эффекту леонардовской Джоконды, где он объясняет эффект ее «ожидающего взгляда». Булатов и сам воспроизводит этот эффект, дополняя его толпой зрителей. И вот перед нами уже Джоконда XXI века, которую невозможно увидеть без посетителей в Лувре. Теперь они — часть картины. И мы, смотрящие уже булатовскую «Джоконду», невольно присоединяемся к этой толпе и тоже становимся ее частью, — объясняет генеральный директор Нижегородского художественного музея Роман Жукарин.
Обычно концептуалисты сопровождают свои произведения обширным текстом. Булатов же считает это лишним и ненужным. Основные принципы своего искусства он излагал в статьях. Их-то и взяли за основу кураторы выставки, которые превратили прямую речь художника в текст аудиогида. Он поможет разобраться, как «читать» концептуализм, и станет одним из смысловых акцентов проекта.
— Каждый проект для нас — это эксперимент, эмоциональная и интеллектуальная встряска. Я не люблю прятаться за шаблонные слова о значимости. Скажу честно, выставка работ Булатова была моей мечтой! Я особенно счастлив, что нам удалось показать их нижегородцам в юбилейную для художника дату. Я безмерно благодарен за поддержку каждому, кто помог воплотить всё это в выставочном Пакгаузе, — говорит Роман Жукарин.
Где: НГХМ | Выставочный пакгауз.
Когда: до 21 января 2024 года.
Адрес: ул. Стрелка, 21ж.
Перенестись в Нижний Новгород XIX — XX веков
Каким Нижний Новгород увидел царь Николай II, что носили в те годы его жители и как местные красавицы умудрялись делать завивку волос 100 лет назад? На выставке «Гуляя по Старому Нижнему» (0+) можно своими глазами увидеть портрет города на рубеже XIX–XX веков.
В основе экспозиции — маршруты из книги Татьяны Виноградовой. Это известный педагог, краевед, почетный гражданин Нижнего Новгорода и автор более двухсот публикаций, посвященных городу и его культурному наследию. На выставке в кремлевском Манеже увидите редкие архивные фото, видеоматериалы и реальные предметы, принадлежавшие когда-то нижегородцам.
В числе самых значимых — храмовая икона «Чудо Георгия о змие», спасенная из разрушенной Георгиевской церкви. А также картины, которые принадлежали нижегородским купцам Сироткиным, Каменским, Рукавишниковым и другим. А дополняют масштабный проект выставки в концертном Пакгаузе и Русском музее фотографии.
Где: НГХМ | Манеж.
Когда: до 28 января 2024 года.
Адрес: Кремль, корпус 1а.
«Почитать» библию для бедных
Все дети любят книжки с картинками. Чем больше иллюстраций — тем легче воспринимать содержание. Особенно в то время, когда грамота была доступна далеко не всем. Про историю иллюстрированных изданий «без текста» расскажет выставка «Легкое чтение: книжки в картинках» (0+). В экспозиции — более 100 акварелей, гравюр, литографий и иллюстрированных книг XV–XX веков.
— Выставка рассказывает о многовековой истории лицевых изданий на примере ценных и очень редких произведений книжной графики. Впервые зрители смогут увидеть роскошную книгу о деяниях святых — «Золотая легенда» Якова Ворагинского. Ее опубликовали в Нюрнберге в 1488 году. В то время такие богато украшенные издания были доступны только аристократии и высшему духовенству. Впоследствии сборник послужил источником вдохновения для многих поколений художников, — поделились искусствоведы.
На выставке можно увидеть «библии для бедных» — так в Европе в XV веке называли недорогие, отпечатанные вручную сборники с картинками и кратким текстом на каждом листе, а также цельногравированные книги. А еще лубочные народные картинки — это яркие самобытные иллюстрации по фольклорным мотивам, созданные безымянными мастерами.
— Рядом с лубком органично существуют работы лучших советских художников-иллюстраторов, ради которых стоит сходить на выставку. Легко узнаваемые произведения 1950–1980-х годов Татьяны Мавриной, Юрия Васнецова, Евгения Рачева и Бориса Малинковского ностальгически погружают в атмосферу детства. Вместе с тем выставка дает прекрасную возможность родителям показать своим детям большеформатные иллюстрации к книгам, на которых выросли их мамы и папы, — объясняют искусствоведы.
На выставке также показывают рисунки в различных техниках: от графики, акварели и гуаши до гравюры резцом и литографии. По словам организаторов, эти работы будут интересны ученикам художественных школ и тем, кто только делает первые шаги в искусстве.
Где: НГХМ | Русское искусство.
Когда: до 14 января 2024 года.
Адрес: Кремль, корпус 3.
Угадать, какое произведение создано вчера, а какое — много веков назад
Настоящее искусство — всегда современно. Это одна из ключевых идей новой выставки «Названо Вазари. Маньеризм» (12+). Здесь классическая живопись, скульптура, графика и декоративное искусство европейских мастеров XVI — начала XVII века из коллекции Пушкинского музея соседствуют с работами наших современников, которые вдохновились маньеризмом.
— Интересно, что на выставках «Названо Вазари» зрители не всегда могут отличить, где искусство, которому 500 лет, а где произведения, созданные буквально вчера. Разобраться помогают подсказки — этикетки рядом с работами. Такое близкое соседство дает нам удивительную возможность понять, что темы, которые волновали людей 500, 1000 и даже 3000 лет назад, трогают нас и сейчас. Это очередное подтверждение тому, что искусство современно всегда, а несовременного искусства не бывает, — считает заведующий Волго-Вятским филиалом ГМИИ им. А. С. Пушкина (Нижний Новгород — Арсенал) Александр Комаров.
На экспозиции кураторы предлагают зрителю узнать об искусстве маньеризма, рассматривая детали домашней жизни представителей высших сословий Италии XVI века: «прогуляться» по библиотеке и домашней капелле, парадному салону, будуару и саду.
— Есть работа, которую наш современник Егор Кошелев написал специально к выставке «Названо Вазари. Маньеризм». Егор защищал диссертацию по творчеству Тинторетто — живописца венецианской школы позднего Возрождения и маньеризма. Он тонко чувствует время, которому посвящена выставка: художник создал портрет «облачного» коллекционера — образ просвещенного и любознательного собирателя с широким кругом интересов. Облик этого господина дополняют говорящие атрибуты, которые отсылают к знаменитым произведениям искусства и многим работам, присутствующим на выставке. Получается интересная интеллектуальная игра, где зрителю нужно найти на выставке всё то, что изображено на картине, — поделился Александр Комаров.
Где: Арсенал.
Когда: до 24 марта 2024 года.
Адрес: Кремль, 6.
Переосмыслить время и пространство
Ценители современного искусства могут посетить сразу несколько разных выставок. В их числе проект медиахудожников media.tribe NON SEMANTIC (16+). Зрителей ожидает абсолютно уникальный опыт: темный коридор, всепоглощающий звук, игра света и тени, — и вот мы уже не в Нижнем Новгороде, а вне времени и пространства.
Команда исследует возможности современных технических средств. Лазеры, звук и цифровые экраны взаимодействуют между собой, расширяя пространство и создавая новые ощущения. Неожиданные формы в сочетании со звуковыми эффектами погружают в медитативное состояние и словно переносят в альтернативную реальность.
Где: мультимедиа-арт-пространство «ЦЕХ».
Когда: до 8 декабря 2023 года.
Адрес: ул. Варварская, 32.
«Будьте осторожны! Ваша неосмотрительность может быть чревата последствиями» (16+) — это необычный проект, который проходит в Нижнем под грифом «совершенно секретно». Его авторами выступили художник и основатель студии «Тихая» Артем Филатов, исследователь игр Евгений Кузьмичев и композитор Дмитрий Крылов. Жанр проекта определен как «режим особого осмотра пространства», который предполагает индивидуальное путешествие по зданию.
Соглашаясь на участие, зрители принимают правила, которые установили авторы. Например, одна сессия может быть не больше 15 минут, а общение происходит только через чат в Telegram. Кроме этого, в студии действуют особые правила поведения. Необходима предварительная запись. Обсудить полученный опыт можно будет на общей встрече 5 декабря.
Где: студия «Тихая».
Когда: до 3 декабря 2023 года.
Адрес: ул. Ульянова, 4б.
На выставке «Гудит, как улей, родной завод» (6+) нижегородская художница Ваца тесно переплетает архивную историю Красной Слободы с историей НОНК — Нижегородского отделения Небесной канцелярии.
В экспозиции представлены найденные, чудом сохраненные или реконструированные объекты, которые имеют отношение к работе промышленных предприятий на Красной Слободе или свидетельствуют о бурной духовной жизни НОНК.
Где: Центр современного искусства «Терминал А».
Когда: 15 декабря 2023 года.
Адрес: Красная Слобода, 9а.
«Материальное отступает, на первый план выходит пустота, погружающая в транс», — так описывают персональную выставку петербургского художника Сергея Карева. Экспозиция «Русский транс» (16+) проходит в пространстве старинного особняка.
Здесь размещены живописные работы и графические листы большого формата. За счет многократного повторения одного образа они погружают зрителя в состояние, близкое к трансу. Атмосферу дополняет многоканальная музыкальная композиция, написанная специально для выставки молодым композитором Иваном Шелоболиным.
Где: галерея FUTURO.
Когда: до 5 декабря 2023 года.
Адрес: ул. Рождественская, 6.