Год подходит к концу, а значит настало время подвести первые итоги. Для Нижегородской области 2023-й стал периодом крупных изменений. На юге региона открылась федеральная магистраль М-12, а на улицах столицы Приволжья появились трамваи «МиНиН» и электротакси. Что еще нового появилось в Нижнем и районах области — в нашем материале.
Трамвай «МиНиН»
Красно-бежевые трамваи с надписью «МиНиН» появились на улицах в начале весны. Вагоны этого бренда — детище российско-белорусского предприятия, созданного в городе Ворсма. Название, кстати, говорящее — это сокращение от слов «Минск» и «Нижний Новгород».
Совместное предприятие — «Нижэкотранс» — организовали в прошлом году. В него входят областная Корпорация развития и ее дочерняя компания «Экологические проекты». Также в списке учредителей — BKM Holding (ранее «Белкоммунмаш») и «Амб-Холдинг».
Сейчас в городе ездит десять новеньких «МиНиНых». Их можно встретить, например, на маршрутах № 2, 8 и 22 — они проходят в центре Нижнего и на Автозаводе. В следующем году должны выпустить еще 30 вагонов. Правда, теперь в этом есть сомнения — власти признали, что поставки идут с отставанием от графика.
К слову, сразу после запуска первого российско-белорусского трамвая NN.RU устроил ему тест-драйв. Салон у нового вагона оказался просторным и современным — с разъемами для зарядки и поручнями для велосипеда. Из минусов мы отметили сильный шум — рельсы в отличие от транспорта пока что остаются старыми, хотя в ближайшие несколько лет власти обещают заменить все трамвайные пути в Нижнем.
Книжный магазин на Алексеевской
Культурное пространство появилось на месте знаменитого «Алексеевского ряда» напротив кремля. Для многих нижегородцев этот торговый центр был культовым местом, который во времена их молодости торговал CD-дисками и рок-атрибутикой. В 2010-е он начал приходить в упадок, и с тех пор находился в плачевном состоянии.
В разгар празднования 800-летия Нижнего павильон бывшего ТЦ демонтировали. А в начале этого года на его месте открылся «Книжный Новгород». Расположенный вблизи университетов, он быстро обрел популярность среди молодежи. В выборе литературы новый магазин ориентировался на «Подписные издания» в Санкт-Петербурге.
К сожалению, эта городская новинка просуществует недолго. Владельца павильона обязали снести строение к следующей осени. В будущем на этом месте может появиться гостиница за несколько миллиардов рублей.
Первые в России электротакси
Нижний Новгород стал первым российским городом, где запустили электротакси. С начала года люди могут вызвать необычные машины в приложении «Яндекс.Такси» по тарифам «комфорт» и «комфорт плюс». Выбрать, приедет ли к вам электрокар или автомобиль с бензиновым двигателем, не получится. Отдельный тариф для электротакси не предусмотрен.
Запустила проект компания «Оператор электродвижения». Гендиректор Алексей Тихонов оценил работы в 750 миллионов рублей. Большая часть из них ушла на локализацию машин. Это модель Evolute i-Pro: с прошлого года ее выпускают в Липецке на базе китайских моделей Dongfeng. Они, в свою очередь, являются электрифицированной версией Nissan Sylphy 15-летней давности.
«Оператор электродвижения» — московская фирма, образованная в 2021 году. На рынке она работает под брендом Hyper. Основала компанию госкорпорация «Роснано», затем владельцы сменились. Новыми учредителями стали «Новая Энергия», «Эр-Телеком Холдинг» и «Нанотехнологический Центр Техноспарк».
Два корпуса «Школы 800»
Затянувшийся проект «Школы 800» в этом году отметился двумя хорошими новостями. Во-первых, открылся корпус на Автозаводе. Во-вторых, достроили здание учебного заведения в Сормове.
Трехэтажный корпус в Автозаводском районе располагается рядом с микрорайоном Юг, неподалеку от церкви Георгия Всеволодовича. Среди особенностей школы — медицинский блок, классы-трансформеры и бассейны. Как выглядит здание изнутри, можно посмотреть в нашем фоторепортаже.
Учебное заведение в Сормовском районе сдали в эксплуатацию этой осенью. Школа находится на проспекте Кораблестроителей и рассчитана на 1,1 тысячи детей. Ей еще предстоит получить лицензию на образовательную деятельность.
Бурнаковская экотропа
В сентябре в Московском районе открыли первую в городе экологическую тропу. Она представляет собой прогулочный маршрут среди деревьев. Там сделали дорожки, установили скамейки и стенды. Благоустройством занималась нижегородская компания «Гамма», стоимость контракта составила 7 миллионов рублей.
Люди, живущие неподалеку от новой экотропы, обрадовались преображению площадки. Но многие заметили, что проект недоработан: нет пандусов, освещения, а стенды не очень-то и информативные. Подробнее об экотропе на Бурнаковке мы рассказывали в отдельном материале.
К слову, это не единственная зеленая площадка, которую благоустроили в этом году. К примеру, привели в порядок сквер на улице Лескова на Автозаводе. А у бывшего кинотеатра «Канавинский» открыли первый в районе сухой фонтан.
Нижегородский электробус
Месяц назад в Нижнем представили первый электробус «МиНиН» — совместный проект нашего региона и Республики Беларусь. Новый транспорт должен частично заменить старые троллейбусы, которые, по информации региональных властей, изношены на 80%.
Электробусы стали продолжением серии «МиНиН» — как мы писали выше, под этим брендом в Ворсме выпускают трамваи. В их основу легли разработки предприятия BKM Holding, также известного как «Белкоммунмаш». Потому электробусы можно назвать совместным творением двух стран.
Характеристики нового транспорта:
скорость — до 75 км/ч;
на одном заряде способен проехать до 250 км;
салон рассчитан на 75 пассажиров, 41 место — посадочное;
оборудован пандусом, USB-портами для зарядки гаджетов.
На предприятии в Ворсме планируют собрать 62 электробуса «МиНиН». Примерно столько же сейчас готовит для города «Группа ГАЗ». Потратят на этот проект 5,3 млрд рублей. Первые электробусы уже проходят период обкатки. В областном Минтрансе ранее писали, что они выйдут на маршруты в конце декабря. Но в ЦРТС точной даты не назвали. Зато рассказали, на какие маршруты выйдут электробусы.
Трасса М-12 и Южный обход Арзамаса
На юге области в этом году открылось две важные дороги. Первая — обход Арзамаса протяженностью 9,4 километра. Строительство дороги заняло два года. Работы выполнила петербургская компания «Орион Плюс» за 3,6 млрд рублей.
Также в этом году запустили движение по федеральной платной трассе М-12, которая проходит через Нижегородскую область. Платную магистраль строили примерно три года. Сначала открыли участок от столицы до Арзамаса. А в середине декабря машины впервые проехались по отрезку от Арзамаса до Казани.
Сколько стоит проезд для легкового автомобиля:
от Москвы до Казани — 4,9 тысячи рублей;
от Москвы до Арзамаса — 2,8 тысячи рублей;
от Владимира до Арзамаса — 1,4 тысячи рублей;
от Арзамаса до Казани — 2,1 тысячи рублей.
Новые скульптуры и мини-копии памятников
Сразу несколько новых достопримечательностей появилось в Нижнем в этом году. Так, на Кожевенной установили фигуры людей в период XIX и XX веков. Теперь там, например, можно встретить продавщицу рыбы, купца с самоваром, дворника, странника Луку и беспризорников — ребят из Назарьевского приюта. Эти скульптуры — часть проекта «Миллионка» — так иронично называли Кожевенную из-за большого количества жителей и постояльцев ночлежных домов.
Кроме того, в городе установили макеты известных достопримечательностей — Госбанка, Чкаловской лестницы, Театра драмы и других. Каждый из них сопровождается табличкой, записанной азбукой Брайля.
Также в конце года открыли две скульптуры, посвященные историческим деятелям. На Зеленском съезде появился памятник патриарху Гермогену, а в Александровском саду — императору Николаю I.