Свое утро 92-летний Зиновий Славинский начинает с подъема по Волжскому откосу. Под удивленные взгляды прохожих он идет вверх от Нижне-Волжской набережной к Верхне-Волжской. Тренировки нижегородец возобновил перед подъемом на Эльбрус, и в 2017 году установил мировой возрастной рекорд, покорив самую высокую гору России в 86 лет. Зачем нужны такие испытания и как поддерживать себя в форме, Зиновий Михайлович рассказал в интервью NN.RU.
Мировой рекорд в 86 лет
Утром Зиновий Славинский отправляется на живописный Волжский склон, но не за тем, чтобы любоваться пейзажем. Там 92-летний нижегородец проводит интенсивную тренировку, чтобы поддерживать себя в форме. Славинский поднимается от Нижне-Волжской набережной к Верхне-Волжской. Из снаряжения — только палки для скандинавской ходьбы и сила духа.
К альпинизму Зиновий Славинский вернулся спустя почти 60 лет. Тогда и ему самому казалось, что эта страница в жизни уже давно закрыта.
— Когда стал приближаться мой 85-летний юбилей, друзья предложили: «Может, не будем справлять его традиционно — в ресторане или кафе?» Давай попробуем взойти на любую высоту, на которую ты сможешь. И в 2014 году я сделал свою первую, после 60-летнего перерыва, альпинистскую вылазку. Для начала мы зашли на безымянную гору на Кавказе, которая была чуть выше 4000 метров. А, собственно, к юбилею решили совершить восхождение на Казбек, — рассказал Славинский.
Нижегородец признался, что до вершины он «еле дошел». У Славинского в тот момент была травмирована нога, но отказываться от задуманной авантюры он не спешил.
Позднее один из друзей предложил пенсионеру попробовать побить возрастной рекорд. Тогда Зиновий Михайлович начал активно тренироваться на Волжском откосе.
— Я поднимался по вертикали. Путь, конечно, короткий, но очень сложный — большой угол подъема. И я ежедневно по четыре часа ходил по этому склону, — рассказал альпинист.
На Эльбрус Славинский взошел в 2017 году в компании друга Михаила, гида Георгия и группы альпинистов, которые были моложе нижегородца в два раза. Подготовка длилась около десяти дней. Подъем на высоту 5642 метра — колоссальная нагрузка на организм. За неделю команде нужно было привыкнуть к перепаду давления и снижению уровня кислорода.
— Человек в таком возрасте для группы — это очень обременительно. Во-первых, темп другой. И, во-вторых, каждую минуту нужно быть готовым, что станет плохо. А там ведь надо эвакуировать. Представляешь? Спустить с 5000 метров до 1500, чтобы человек задышал.
Поэтому на экстренный случай у группы был с собой кислородный баллон, который, к счастью, тогда никому не пригодился. Подъем на вершину начинался в два часа ночи, когда организм еще ленится и не готов к нагрузкам. Однако приходилось идти выше и выше, освещая путь фонарями.
Зиновий Михайлович признался, что подъем ему дался тяжело. Достигнув вершины, нижегородец поймал себя на мысли, что повзрослел.
— Во-первых, я дал себе уже другую оценку. Во-вторых, понял, что такое коллективизм в таких экстремальных ситуациях. Ну, и по-другому увидел природу — совершенно иная палитра, — вспоминает мужчина.
Установить новую мировую планку нижегородцу всё же удалось. Как тогда писали в СМИ, Славинский стал самым возрастным альпинистом в мире. До него это звание принадлежало 80-летнему японцу Юичиро Миура, который в 2013 году покорил Эверест.
Спорт в студенчестве
Любовь к спорту появилась у Зиновия Славинского еще в студенческие годы. Он учился в Горьковском политехе, занимался лыжами, горным туризмом, участвовал в сплавах. Но отдельную страницу в его жизни стал занимать альпинизм. Тогда увлечение этим видом спорта у молодых людей вообще было повальным. Во многих вузах создавались альпинистские клубы. Зимой студенты упражнялись в горнолыжной секции на тех же волжских склонах, а в летние каникулы ходили в горы. Путевки и проезд в спортивные лагеря на Кавказе были бесплатными, что лишь повышало интерес.
За время студенчества Зиновий Славинский смог покорить несколько вершин Кавказа. После пробных вылазок альпинистов ждала зачетная вершина — Эльбрус. Впервые покорить самую высокую гору России нижегородцу удалось в 21 год.
— Мы были одеты в выданную нам стандартную форму, на ногах трикони. Это такие ботинки, на подошве которых стоят металлические шипы, чтобы цепляться за лед, за снег. И вот с приятелем сидим, готовимся к восхождению, и я думаю «елки-палки, а ведь туда придется идти», — вспоминает Зиновий Славинский.
В то время, как вспоминает Зиновий Михайлович, восхождение воспринималось как личное достижение, но прочувствовать до конца силу того момента юному альпинисту не удалось.
— Мы зашли на Эльбрус, погода была плохая, и, конечно, вот той эмоциональной картины, которую мы ждали, не получилось. Хотя это уже было воспринято как победа. Когда ты возвращаешься с вершины в лагерь, весь лагерь выстраивается. Была торжественная линейка, везде цветы.
После подъема альпинистов ждала главная награда — горячий компот, обед и баня.
Окончив политех, Зиновий Славинский стал работать в научно-исследовательском институте, связанном с оборонной промышленностью. Времени на альпинизм уже не оставалось.
— Можно сказать, на многие годы работа выжила всё остальное — настолько напряженным и интересным был процесс. Теперь вот получаю повышенную пенсию за вклад в обороноспособность страны, — рассказал Зиновий Михайлович.
Кстати, это не единственная награда, которой отмечен наш земляк. Славинский также является лауреатом государственных премий СССР и РФ, и правительства России. Нижегородец также находил время и на научную деятельность, он является автором около 300 научных работ и изобретений.
В чём секрет
Во время пандемии коронавируса Зиновию Славинскому пришлось отказаться от восхождений — необходимо было соблюдать самоизоляцию, чтобы не подхватить болезнь. Поэтому тренироваться в спортзале и плавать в бассейне по привычному графику уже не получалось.
Тренировки на нижегородском склоне Зиновий Славинский продолжает до сих пор. Утром его приветствуют местные спортсмены, и беспокоятся, когда не видят упорно поднимающегося альпиниста.
Как считает нижегородец, одними тренировками и настойчивостью таких научных и спортивных результатов не достичь.
— Меня всегда поддерживали жена, дети, внуки, правнуки и друг Михаил. Ежегодно устраивали общие поездки зимой в горы. Ездили кататься на лыжах за рубеж. Летом мы с сыном ходили всё время, трекингом занимались. И благодаря заботе семьи я достиг такой формы и результатов.