В красивейших лесах Богородского района спрятался некогда популярный детский лагерь «Березка». Уже несколько лет тут не слышится детский смех, а корпуса стоят под замками. Почему лагерь решили закрыть — доподлинно неизвестно, с виду постройки не выглядят аварийными, а красивая природа и чистый воздух по-прежнему могли бы поддерживать здоровье детей. Мы прогулялись по территории лагеря, а также пообщались с нижегородцем, который когда-то отдыхал в нем.
Лагерь «Березка» расположился рядом с деревней Алексеевкой и Оранским мужским монастырем. Назвать его полностью заброшенным нельзя. Как говорят местные, на территорию регулярно приезжают сторожа, которые не дают растащить корпуса по бревнышкам, как это было в других детских лагерях.
Когда-то протоптанные дорожки уже заросли высокой травой. Кстати, территория лагеря довольно большая — не меньше, чем пара километров. Помимо деревянных домиков, в которых жили дети, тут также есть душевые, медпункт, столовая и другие корпуса, которые обычно есть в детских лагерях. Лучше всего на территории сохранился главный корпус, который, между прочим, имеет богатую историю.
До революции на месте лагеря было имение барина Алексея (его фамилия в различных хрониках не встречается). Зная этот факт, нетрудно догадаться, почему ближайшая деревня называется Алексеевкой. Кстати, эта деревня, как и несколько других, также принадлежала барину. В Алексеевке даже сохранился один из барских домов, но сейчас он уже перестроен и продан в частные руки. От первоначального убранства там мало что осталось.
С началом Первой мировой войны Алексей решил уехать из нижегородского имения в Германию и оставил хозяйничать в здешних местах своего сына. Правда, непутевый сын проиграл родовое гнездо в карты, и оно перешло в новые руки. Новый хозяин усадьбой наслаждался недолго. После революции имение перешло в руки государства.
Во времена Великой Отечественной войны эту усадьбу переделали под детский дом и свозили туда измученных голодом детей из Ленинграда. В общей сложности в годы войны корпуса бывшего имения стали приютом для сотни детей.
В оздоровительный лагерь детский дом превратили в 90-х годах, тогда над его созданием трудились более 30 различных организаций. Спустя год после постройки местная администрация передала территорию на баланс детским домам, так что отдыхали здесь сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В 2006 году лагерь снова ждало преобразование — его переделали под детский оздоровительный-обучающий центр, рассчитанный на 120 детей. Ежегодно сюда приезжали до 500 школьников Богородского района.
Однако сейчас лагерь закрыли, и он остался брошенным. Как говорит местный житель, на его памяти сюда никто не приезжал уже больше 6 лет. С чем связан такой поворот дел, мужчина не знает. Однако с теплом вспоминает дни, когда и сам отдыхал в этом лагере.
— Я ведь сюда ребенком несколько смен приезжал, пионером. А потом вожатым был. У корпусов много деревьев выросло, скоро к ним не подойти будет, внутри тоже бардак. Тут ведь под травой даже асфальтовая дорожка где-то спряталась. Сын мой тоже сюда отдыхать ездил, хороший лагерь был, — говорит нижегородец.
Местные жители наведываются в лагерь регулярно, ведь через него пролегает путь до родника, который пользуется большим спросом у сельчан. Вода там кристально чистая. Поэтому селяне не могли не заметить, что заглядывают в лагерь не только сторожа.
По словам мужчины, представившегося Иваном (имя изменено. — Прим. ред.), некоторое время назад лагерь кишел военными, прибывшими из Москвы.
— У нас связи тут и так почти нет, а они когда приехали, у нас даже телевизоры показывать перестали. Все знали, что они тут есть, но никто не знал, чем они занимаются. Жили прямо на территории. Но мы с ними соседствовали спокойно, просто все знали: туда ходить нельзя. Пара пьяниц как-то попытались пройти, но их развернули. Но в целом всё мирно. Они нам даже родник в порядок привели. Там навес старый гнилой был, а они своими руками нормальный поставили. Иногда яйца у хозяюшек местных покупали. Но потом собрали всё и уехали. Не помню, сколько точно были тут, — говорит Иван.
Пока о планах по восстановлению лагеря ничего не слышно, как он будет использоваться в дальнейшем — тоже неизвестно.