Среди человеческих заболеваний есть те, о которых страшно говорить вслух. Одно из них — рак. За последние 70 лет это заболевание диагностируется всё чаще. Например, сильно влияет увеличение продолжительности жизни — по мнению специалистов, люди стали доживать до возраста, когда они становятся больше подвержены этому недугу. Вторая причина — загрязнение окружающей среды и экологические факторы в целом. Злокачественная опухоль — это, по своей сути, мутация клеток, которые не умирают в теле человека, а скапливаются и формируется новообразование.
Во всём мире 1 августа отмечается День борьбы с раком легкого. NN.RU пообщался c главным врачом нижегородского онкологического диспансера Сергеем Гамаюновым и выяснил, почему именно это заболевание находится на одном из первых мест по количеству пациентов c онкологией и как ему противостоять.
— Сколько людей в Нижегородской области болеют раком легкого?
— Рак легкого на сегодняшний день является лидером в плане онкологической заболеваемости. Он занимает одно из первых мест по количеству пациентов, которые в течение года заново заболевают им. В Нижегородской области в среднем выявляется 1200 новых пациентов каждый год.
— Когда уровень заболеваемости начал заметно возрастать?
— Довольно резкий рост заболеваемости произошел в середине прошлого века. Это было связано с внедрением массового потребления табака, которое началось примерно после Первой мировой войны. Сейчас в тех странах, в которых ведется активная кампания по борьбе с табакокурением, отмечается незначительное снижение заболеваемости. Но по России цифры пока стабильные, потому что резкого снижения употребления табака в стране нет.
— Какой средний возраст пациентов, страдающих от недуга, и влияет ли половая принадлежность?
— Этот вид рака встречается преимущественно у старшей возрастной группы, сам прирост заболеваемости начинается с возраста 55+ и старше. Половая принадлежность тоже играет роль, ведь заболевание напрямую связано с курением, а эта вредная привычка чаще встречается у мужчин. Тем не менее женщины также подвержены недугу. Этот вид рака связан со многими факторами, и бывает, что встречается даже у некурящих пациентов.
— Есть ли случаи заболевания среди молодых пациентов?
— Такие случаи есть, но заболевание у 20–30-летних пациентов встречается крайне редко. Есть различные генетические изменения — мутации, которые могут привести к раннему формированию злокачественной опухоли, это нечастая ситуация. Но такие пациенты есть.
— Что такое мутация при раке легкого?
— Мутации — это такие изменения в генетике клетки, которые делают ее из нормальной — опухолевой. Как правило, в каждой опухоли есть набор различных мутаций, которые придают клетке эти свойства, и она становится злокачественной.
— Насколько часто курение приводит к развитию рака легкого?
— Риск заболеть раком легкого у курящего человека в десятки раз выше, чем у некурящего. Риски существенно возрастают при условии длительного регулярного курения. Чем интенсивнее курение и дольше стаж, тем выше риск развития опухоли.
Еще раз повторю: употребление табака — не единственная причина. Есть и различные производственные факторы, когда вдыхаются вредные вещества, есть генетические факторы. Но из всего рака легкого подавляющее большинство случаев связано с курением.
— Насколько опасно пассивное курение?
— Оно чуть менее опасно, потому что при пассивном курении человек вдыхает вредные вещества в другой концентрации и в другом количестве. Но во вдыхаемом воздухе тоже содержатся различные смолы, канцерогенные вещества, поэтому регулярное нахождение в накуренном помещении существенно увеличивает риск развития рака легкого.
— Вейпы, кальяны, электронные сигареты — это тоже опасно?
— Если говорим про альтернативные методы курения, есть приспособления, которые разогревают табак; есть не содержащие никотин продукты; различные вейпы, парогенераторы. В целом применение всех этих устройств увеличивает риск развития рака легкого, потому что это не нормальный чистый воздух, это раздражающий фактор. Это раздражение, если оно повторяется регулярно, приводит к формированию хронического воспаления в клетках. А хроническое воспаление является фактором того, что могут произойти мутации, и нормальная клетка переродится в опухоль.
Может измениться структура заболеваемости, потому что размер частиц, попадающих в организм, влияет на тип опухоли. Например, раньше сигареты в основном были без фильтра, крупные частицы приводили к опухолям в полости рта, гортани, трахее, в крупных бронхах. Когда появились сигареты с фильтрами и частицы стали более мелкие и взвешенные, что позиционировалось изначально как безопасное и снижающее риск воздействия на бронхи и трахею, мы стали видеть большее количество злокачественных опухолей в мелких бронхах, в альвеолах. Изменилась структура заболевания, но суть не поменялась — все равно есть риск развития злокачественной опухоли.
— По каким симптомам можно распознать рак легкого?
— Если мы говорим о ранних стадиях, то за крайне редкими исключениями никаких проявлений болезни нет. Небольшой узел в легком никак не будет себя проявлять, если только случайно он не расположен таким образом, что рядом проходит нерв или сосуд, что может повлечь какие-либо проявления. Как правило, когда мы говорим про наличие симптомов: кашель, выделение прожилок крови с мокротой или боль при дыхании, — это говорит о том, что узел уже довольно большой и пророс в соседние структуры. Как правило, это уже третья стадия и выше.
— На какой стадии обычно выявляют этот вид рака у нижегородцев?
— Здесь цифры в среднем такие же, как по всей России, — не лучше и не хуже других регионов. К огромному сожалению, учитывая то, что на протяжении длительного времени развития опухоль никак себя не проявляет, она не болит, не вызывает симптомов, ее можно увидеть только в том случае, если человек пошел и случайно сделал компьютерную томографию (КТ). Это приводит к тому, что большая часть рака легкого выявляется на распространенных стадиях. На первой и второй стадиях выявляется менее одной трети пациентов, и остальная часть — это, к сожалению, уже распространенная вторая, третья, четвертая стадии.
— Что происходит с организмом на первой стадии?
— Она подразумевает под собой небольшого размера узел в легком с отсутствием метастазов в лимфатические узлы. Мы ее выделяем, потому что это та стадия, на которой, как правило, можно провести хирургическое лечение. С большей долей вероятности его можно провести с удалением только части легкого, что позволяет предотвратить развитие различных нежелательных проявлений, когда мы удаляем целое легкое у пациента, и сохранить качество жизни.
— Что происходит на последующих стадиях?
— Вторая, третья стадии уже подразумевают поражение лимфатических узлов, когда хирургическое лечение не является основным. Здесь, как правило, применяются различные методы, в том числе лекарственной, лучевой терапии. Четвертая стадия — это уже наличие метастазов в отдаленные органы, когда речь может идти о лекарственной терапии, тогда локальные методы лечения уже не применяются. Вероятность иметь хорошие результаты выживаемости у таких пациентов существенно ниже. Тут не идет речь об излечении, здесь идет речь о попытке максимального продления жизни, улучшения ее качества.
— Можно ли перепутать рак легкого с другим заболеванием?
— Изменения, которые вызывает рак легкого, связаны с какими-то вторичными факторами — с воспалениями, с тем, что разъедается кровеносный сосуд и появляется кровохарканье, с поражением нервов. Эти вторичные изменения могут быть вызваны не только раком, но и целым спектром других заболеваний, например, туберкулезом, воспалением легких, бронхитом. Если у человека есть какие-то признаки: выделение мокроты или крови, болевой синдром, кашель — мы обязательно проводим дополнительные исследования, ту же компьютерную томографию, бронхоскопию. Обязательно, когда подозреваем наличие злокачественной опухоли, берем кусочек ткани для исследования под микроскопом. Если врач-морфолог видит опухолевые клетки, тогда можем поставить диагноз. Это является «золотым стандартом» и только после этого исследования мы подтверждаем диагноз «рак легкого».
— Как можно диагностировать заболевание на первой — второй стадиях?
— К сожалению, просто сдать кровь, чтобы анализ показал, что есть злокачественное новообразование в легком — не получится. Такого анализа пока не разработано. На сегодняшний день метод диагностики — это низкодозовая компьютерная томография, однако сейчас в мире она не входит в стандарт обследования. Считается, что делать компьютерную томографию всем в поиске рака легкого не очень целесообразно. Подобные программы разработаны для категорий, у которых повышенный риск развития рака легкого. Как правило, это возрастная группа старше 50 — люди, которые сейчас продолжают курить либо много курили ранее.
— Есть ли виды диагностики кроме компьютерной томографии?
— Рак легкого бывает разным. Он может располагаться внутри бронха, а может в легочной ткани. Если мы говорим о втором случае, так называемом периферическом раке легкого, то для него наиболее эффективным методом диагностики является компьютерная томография. Если речь о раке легкого, который возник внутри бронха, здесь на ранней стадии заболевание может помочь выявить бронхоскопия. Это процедура, когда с помощью специального инструмента, гибкой оптики, с помощью системы светодиодов и камер удается осмотреть трахею и бронхи и увидеть начинающиеся изменения, ранние опухоли на слизистой бронха.
— Сколько типов рака легкого существует?
— Типов рака легкого на сегодняшний день много. Но если выделить ключевые направления, то есть мелкоклеточный и немелкоклеточный. У них чуть разная структура клеток, разная природа происхождения, разная локализация и разное взаимоотношение опухолей с фактом курения. Это очень важный момент, в зависимости от типа опухоли пациенту назначается разное лечение.
— Какой тип рака легкого наиболее распространен?
— Чаще всего встречается немелкоклеточный рак легкого. Он включает в себя два подтипа: плоскоклеточный и неплоскоклеточный. Мелкоклеточный тип менее распространен, но он является при этом наиболее агрессивным.
— Какой прогноз при заболевании и насколько часто бывают рецидивы у пациентов?
— Прогноз очень сильно зависит от стадии. Если мы говорим про первую, то пациента можно будет излечить такими методами, которые не вызовут инвалидизации и не ухудшат качество жизни. Вероятность прожить пять лет превышает 90 процентов. Если мы говорим про вторую и третью стадии, то в этих случаях прогнозы существенно хуже и связаны они как раз с очень большим количеством рецидивов, которые возникают после лечения. При второй стадии их меньше, при третьей стадии — больше. На второй и третьей стадиях прогнозы 5–10-летней выживаемости хуже, это уже не 90%, а меньше — в зависимости от стадии. При четвертой стадии, к сожалению, выживаемость на сегодняшний день не превышает 10%. Поэтому чем раньше мы поставим диагноз, тем большее количество методов может быть использовано для лечения, тем с большей вероятностью они будут менее травмирующими для организма и тем больше вероятность без рецидива прожить долгие годы.
— Насколько часто встречаются случаи практически полного излечения?
— При первой стадии встречаются регулярно, потому что существует стандартизованная методика лечения с хорошими результатами. При второй стадии тоже результаты хорошие — показатель превышает 70%. При третьей, четвертой стадии ситуация сложнее, но даже при четвертой стадии сегодня благодаря таргетной терапии появилась небольшая группа пациентов, у которых удается очень долго — годами — контролировать заболевание. Мы не можем при четвертой стадии излечить полностью, но перевести это заболевание в состояние хронической болезни, как, например, сахарный диабет или гипертоническая болезнь, когда при грамотном лечении на фоне лекарственной терапии пациент очень долго остается компенсированным, сохраняет хорошее качество жизни, опухоль не растет. У нас многие пациенты даже продолжают работать и вести активный образ жизни. Но это та группа пациентов, у которых удается применять таргетную терапию, если на то есть определенные мишени в опухоли.
— Какие современные методы лечения рака легкого существуют и доступны ли они у нас в регионе?
— На сегодняшний день все методы лечения рака легкого, даже самые современные, в Нижегородской области доступны.
Они делятся на три большие категории. Первая большая категория — хирургические методы лечения. В онкологическом центре, в торакальном отделении делаются все возможные виды операций: от удаления маленькой части легкого с помощью различных малоинвазивных методик, например, видеоторакоскопических операций с небольшими проколами, когда не делается больших разрезов, до крупных операций по удалению всего легкого либо по удалению легкого с резекцией крупных бронхов, крупных сосудов с их последующим восстановлением.
Второй метод лечения — лучевая терапия. Благодаря федеральной программе по борьбе с онкологическими заболеваниями при поддержке губернатора и регионального Минздрава за последние три года в Нижегородской области полностью закрыта потребность в оборудовании для лучевой терапии. За это время мы поставили пять современных установок и все доступные методики лучевой терапии тоже есть. Также у нас, к счастью, отсутствует очередь для проведения данного вида лечения.
Третий большой метод — лекарственная терапия. Здесь огромное количество лекарственных препаратов, это и классическая химиотерапия, и новые таргетные препараты, которые прицельно воздействуют на опухоль, с минимальным воздействием на здоровые ткани. Еще один вид препаратов — иммунотерапия, когда специальные препараты активизируют собственные силы иммунной системы для борьбы со злокачественной опухолью. Такая терапия тоже стала доступна, и количество пациентов за последние три года, благодаря программе по борьбе с онкологическими заболеваниями, выросло многократно. Если раньше на таком лечении было несколько человек, то сейчас — сотни пациентов в Нижегородской области.
Подчеркну, что все озвученные методы лечения доступны по ОМС.
Напомним, вчера в Нижнем Новгороде открылась выставка проекта «Химия была, но мы расстались». На территории Ярмарки можно не только прогуляться, но и посмотреть на фотографии участников проекта и ознакомиться с их историями о том, как они узнали о страшном диагнозе — рак — и как смогли с этим справиться.