Месяц назад в Городце у малышей из детского садика № 18 стали появляться тревожные симптомы — высокая температура, рези в животе, несварение. Анализы показали — дети больны опасным инфекционным заболеванием сальмонеллезом. К 21 апреля в садике отсутствовало уже около 40% воспитанников. Учреждение закрыли, но точную причину руководство так и не озвучило. Карантин закончился недавно, но городчане боятся вести в детский садик своих детей.
«Еле выкарабкались. Столько бессонных ночей»
Сына Ольги Стуковой из Городца госпитализировали в три часа утра. У 7-летнего мальчика горели лоб, щеки, болел живот.
— Подумала что аппендицит, но нет, взяли анализы — сальмонеллез. Положили под капельницу. Когда мы в палату вошли, там еще одна девочка из нашей группы [детсада] лежит, — рассказывает мать. — У меня ребенок аллергик, и пошло осложнение — аллергический бронхит. Еле выкарабкались. Столько бессонных ночей [с ним провела].
Через пару дней прямо из детского садика № 18 с температурой домой отправили четырехлетнюю девочку. Ее мать Людмила Воронцова говорит, что на лечение своего ребенка потратила около 10 тысяч рублей.
— И то мы сейчас не вылечились. У нас сейчас диета, — говорит женщина. — Пьем вот эти все пребиотики. И ребенок не то что-то съест — у него начинает болеть живот.
Сальмонеллез — острое инфекционное заболевание, вызываемое бактериями Salmonella. Чаще всего поражает органы желудочно-кишечного тракта. Тяжелее всего сальмонеллез протекает у детей младшего возраста, с высоким риском летальности.
К 21 апреля в садике отсутствовало 40% малышей. Был объявлен карантин. Как сообщило руководство, «в связи с распространением ОРВИ». 29 апреля садик открылся, но всего на один день. Причина нового закрытия не объявлялась. Заведующая Ирина Малова не назвала ее и после того, как садик снова распахнул свои двери для детей.
«Просила воспитателей обзванивать родителей, чтобы те скрывали симптомы у детей»
— Уже не один год в садике творится ужас. В том году из-за интриг кастелянши и старшего воспитателя уволился весь состав кухни, — написала мама одного из воспитанников корреспонденту NN.RU. Она попросила нас приехать в Городец, разобраться. Затем добавила, — Когда начался сальмонеллез, заведующая просила воспитателей обзвонить родителей, чтобы те скрывали симптомы болезни у детей.
Путь в Городец из Нижнего Новгорода занял на машине час с небольшим. П-образное кирпичное здание садика оказалось почти в центре города, по соседству с почтой, художественной школой и заброшенным двухэтажным зданием.
К 17:00 у ограды садика собралась толпа в ожидании собрания. Родители, сбиваясь в группы, оживленно переговаривались. Женщина в сером пальто положила бумагу на грудь соседке и водит ручкой. Так родители собирают подписи в прокуратуру. Женщину с листами зовут Еленой Обуховой. В далеком детстве она сама когда-то ходила в этот садик, сейчас водит в него свою шестилетнюю дочь.
— Примерно, около 70% детишек пострадало, — говорит она. — К счастью, в тот день, когда еда была отравлена, мой ребенок не ходил. Всё от кухни идет.
«Работники бегут из садика из-за такого отношения»
В прошлом году уволились все работники пищеблока, рассказала NN.RU воспитатель Ирина Смирнова (имя она попросила скрыть, боясь давления руководства. — Прим. ред.). Работает поваром мать одного из сотрудников, но часто ее нет на месте. Тогда за приготовление пищи берутся кладовщик с кастеляншей и подсобным работником.
— Мы не понимаем, из-за чего [заболели дети]. То ли запеканка, то ли котлеты сырые. В запеканке — вода просто, — рассказывает Ирина Смирнова. — Мы говорили, нам отвечали: «Да вы что, вам всё кажется». Было так, что капуста была не то что недоваренная — просто тухлая.
Сложившая на груди руки рыжеволосая женщина с грустными глазами — Ирина Коныгина, бывшая воспитательница. Четыре года назад она ушла из садика, не выдержав давления администрации.
— Было унизительно, когда за мной наблюдали, следили, подглядывали, подсматривали для того, чтобы наказать, для того, чтобы в чем-то уличить. По мне, это низко. Тем более с педагогами. Тем более когда это делает кастелянша, — рассказывает Коныгина. — Руководство всё повторяло: «Вы не достойны своей премии».
Она считает, что и другие работники бегут из садика из-за такого отношения. Из-за этого на кухне оказались непрофессионалы, из-за этого заболели дети и даже некоторые воспитатели.
«Расследование будет закончено, когда отболеет последний человек»
Родителей пригласили в актовый зал и посадили на низенькие детские скамейки. Мест на всех не хватило: многие остались в коридоре, наблюдая за обсуждением у открытых дверей. В центре зала сидели заведующая Ирина Малова, глава городского управления образования Елена Малышева и старший воспитатель Надежда Быкова. На столе лежали постановления от Роспотребнадзора.
— 21 апреля мне пришло предписание, что я обязана провести дезинфекцию силами организации, имеющей право заниматься дезинфекционной деятельностью. Затем провести лабораторные исследования. Причиной послужила регистрация пяти случаев острой кишечной инфекции, — начала говорить заведующая.
Пересказав содержание бумаг, Малова сообщила в зал, что другой информации у нее нет. О сальмонеллезе в ее словах не было ни слова.
— Можно вопрос? — раздался тихий голос пенсионерки, стоящей в зале. — А почему не сообщили родителям причину закрытия садика?
Заведующая спокойно ответила, что якобы объявление об «острой кишечной инфекции» было вывешено в комнатах детских групп, в которых были заболевшие. Сведений о диагнозе у нее не было.
— В каких это группах? Как не было? — раздавались голоса.
— У нас вот подтвержденный был сальмонеллез, — громко сказала Людмила Воронцова, мама одной из пострадавших. — И мне позвонила не медсестра, мне воспитательница позвонила.
— Кто это вам сказал? Мы такой информации не давали воспитателям, — ответила Малова.
— Это очень давно творится в садике, — говорит Воронцова. — Поваров нет, готовят еду.
— Ужасную, — реплика из зала.
Обсуждение продлилась более часа. Оно перемежалось аплодисментами в ответ на обвинения из зала, всплесками гула и замечаниями обиженных родителей в адрес старшего воспитателя Надежды и отсутствующей на собрании кастелянши.
— На данный момент Роспотребнадзор проводит расследование. Закончено оно будет тогда, когда отболеет последний человек, последний сотрудник садика, — веско в середине собрания говорит глава городнецкого упробра Елена Малышева. — Пока я могу сказать только одно. Смывы [с поверхностей], они отрицательные. Что касается продуктов питания, никаких нарушений там не обнаружено. Это вся информация, которой мы владеем.
Только под конец собрания кто-то из родителей вспоминает, что руководство детсадика даже не попыталось попросить прощения. Тогда заведующая садиком Малова всё же извинилась и выразила свои сожаления, а чиновница Малышева пообещала «разрешить эту ситуацию».
Всё по-старому
Детский садик открылся 12 мая. В первый же день после карантина на кухне (об этом призналось руководство садика) снова не было повара. Его заменяли кладовщик и подсобный рабочий.
Сейчас родители боятся водить своих детей в садик:
— Почему детей берут без анализов и без справок о здоровье, раз такая ситуация была? Она [заведующая] нам сказала, что Роспотребнадзор сказал, что можно, — возмущается Людмила Вороцова.
В региональном Роспотребнадзоре после первой публикации NN.RU подтвердили, что в садике был обнаружен сальмонеллез.
— В ходе осмотра помещений и пищеблока садика сотрудниками управления выявлены нарушения санитарного законодательства. Виновные лица будут привлечены к административной ответственности, — сообщили NN.RU в ведомстве.