Вечером 20 января из Нижнего Новгорода была силой вывезена чеченскими силовиками жена отставного судьи Сайди Янгулбаева. Через пару дней глава Чечни Рамзан Кадыров обвинил ее семью в создании террористической сети и организации избиения чеченского полицейского в Турции. Власти республики преследуют Янгулбаевых с 2015 года за различные паблики в соцсетях. Сейчас они подозревают, что семья причастна к ведению радикального оппозиционного канала 1ADAT (признана экстремистской организацией и запрещена в России). Что это за канал, связан ли он с терроризмом и какими методами чеченские власти ведут свое расследование — в обзоре NN.RU.
«Если мы будем дальше говорить про оккупацию, мы далеко не уйдем»
Ведение независимого интернет-ресурса в Чечне может грозить арестом и даже смертью, утверждает Абубакар Янгулбаев. Он работал в Комитете против пыток* и сам рассматривал много случаев гонений на инакомыслящих. Несмотря на преследования, аудитория оппозиционных каналов растет. У одного из них, 1ADAT (признана экстремистской организацией и запрещена в России), число подписчиков за несколько дней выросло на несколько тысяч, просмотры подскочили более чем в десять раз. Всё это связано напрямую с задержанием Заремы Мусаевой. Именно ее сына Ибрагима Янгулбаева (брата Абубакара) чеченские власти подозревают в ведении канала. Сейчас число подписчиков 1ADAT (признана экстремистской организацией и запрещена в России) превышает 22 тысячи. Для сравнения: Telegram-канал Рамзана Кадырова насчитывает почти 56 тысяч.
— Народное движение «Адат»(признано экстремистской организацией и запрещена в России) в оккупированной Чечне против кадыровских наместников оккупантов, — содержится в описании канала. Он в резкой форме критикует действия Кадырова, а также собирает информацию о случаях похищений и пыток на территории Чечни. Критике часто подвергаются и действия российских военных во время двух чеченских кампаний (сепаратисты, наоборот, часто выступают с героических позиций).
В переводе с арабского «адат»* означает «обычай» или «привычка». В XIX веке в Чечне так называли своды законов, по которым в тейпе (объединении родов) судили по уголовным преступлениям.
Сейчас ресурсы «Адата» (признана экстремистской организацией и запрещена в России) признаны запрещенными по решению грозненского суда от 12 июля 2021 года. С ноября Роскомнадзором был заблокирован сайт движения, но Telegram- и YouTube-каналы по-прежнему доступны. Лингвистическая экспертиза обнаружила в постах движения признаки призыва к насилию и оправдания терроризма. На YouTube-канале движения был размещен фрагмент интервью Масхадова, бывшего главы Ичкерии*, в котором он отказывается признавать законность референдума по принятию чеченской Конституции в 2003 году, а также называет Россию и «тех, кого поставит Россия» врагами.
Медиаюрист Светлана Кузеванова, ознакомившись с материалами канала, подтвердила NN.RU, что они содержат признаки оправдания терроризма.
— Сами идеи терроризма и вооруженного насилия на канале представляются как привлекательные, правильные и нуждающиеся в повторении и поддержке, — пояснила юрист.
Янгулбаевы настойчиво утверждают, что почти никакого отношения к 1ADAT (признана экстремистской организацией и запрещена в России) не имеют.
— Я был подписан на этот Telegram-канал. Там я мониторил информацию о похищениях, пытках и убийствах, — говорит Абубакар. — Идеологическая часть, которая там содержится, меня не интересует, и я ее не поддерживаю. Я считаю, что если мы будем дальше говорить про оккупацию, то мы далеко не уйдем. Необходимо всё делать через правовые механизмы, цивилизационным путем и приходить к договоренностям.
Как наказывают администраторов оппозиционных каналов про Чечню
Telegram-канал 1ADAT (признана экстремистской организацией и запрещена в России) существует с апреля 2020 года. Чеченские правоохранительные органы вот уже более года пытаются выйти на его создателей. В начале сентября 2020 года в чат канала неизвестным было скинуто видео, на котором некий человек, называвший себя Салманом Тепсуркаевым, садился на бутылку (распространенный метод унижения. — Прим. ред.). Свой поступок он объяснил тем, что это наказание за сотрудничество с оппозиционным каналом. По данным Комитета против пыток*, накануне публикации видео, 6 сентября 2020 года, он был задержан чеченскими полицейскими в Геленджике. После этого Тепсуркаев пропал, его местоположение до сих пор неизвестно.
— Система, когда сотрудники чеченской полиции могут приехать в любое место России и забрать кого угодно, работает только в одном направлении. Когда у краснодарских следователей был материал, Тепсуркаев ведь у них был похищен, они прекрасно знали данные сотрудников чеченской полиции, которые его забрали, но в Чечню ехать не рискнули. И задерживать никого не стали, потому что чеченских силовиков боятся даже российские правоохранители, — рассказывает NN.RU юрист Комитета против пыток* Олег Хабибрахманов.
Тогда же, в сентябре 2020 года, модератором канала назвал себя в видеообращении бывший бригадный генерал Ичкерии* Ахмед Закаев — один из немногих до сих пор живых высокопоставленных чеченских сепаратистов. Сейчас он скрывается в Великобритании, власти которой считают его политическим беженцем. Якобы он сообщил, что в Чечне были задержаны его сестры, братья и племянники. Позже его причастность к «Адату» (признана экстремистской организацией и запрещена в России
) опровергли.
Олег Хабибрахманов отмечает, что сам по себе допрос родственника допустим в рамках российских законов, но в случае с теми, кого подозревают в связях с оппозиционными каналами, чеченские силовики нарушают правила.
— Существуют повестки, существуют вызовы на допрос. Но это здесь не делается, — рассказывает Хабибрахманов. — Любые допросы свидетелей начинаются с силовых задержаний. У нас свидетели что, преступники, чтобы в их отношении силовое задержание применять? Если свидетель по какой-то причине отказывается давать показания, то за это существует уголовная ответственность. Но это только в том случае, если свидетели не близкие родственники. Отцу, матери, братьям и сестрам 51-я статья Конституции дает право не давать показания против себя и своих близких.
Кроме того, за ведение атеистического канала год назад из Нижнего Новгорода были насильно вывезены братья Исмаил Исаев и Салех Магамадов. Их подозревают в модерировании атеистического канала Osal Nakh 95. Правозащитная организация «Российская ЛГБТ-сеть» (признана Минюстом иностранным агентом), которая помогала им устроиться в Нижнем Новгороде, рассказывала, что от родственников братьев требовали совершить «убийство чести» из-за их ориентации. В каком состоянии сейчас находятся Исаев и Магамадов и живы ли они, неизвестно.
«Адат»**, Янгулбаевы и Нижегородский кремль
Cпустя год после исчезновения Тепсуркаева стали пропадать родственники Янгулбаевых. Об исчезновении 21-го своего родственника незадолго до обысков в декабре 2021 рассказывал Абубакар. После этого в его квартиру в Пятигорске вломились полицейские. Юриста Комитета против пыток* опросили, отняли телефон, ноутбук и отпустили.
Спустя некоторое время в анонимном канале «Альтернатива 95», который, предположительно, ведут чеченские силовики, начала выкладываться якобы слитая личная переписка Янгулбаевых. На основе сливов авторы «Альтернативы 95» делали вывод о причастности семьи к «Адат» (признана экстремистской организацией и запрещена в России).
Кроме того, на канале публиковались голосовые сообщения, якобы принадлежащие членам семьи Янгулбаевых, которые разговаривали о связях «Адата» (признана экстремистской организацией и запрещена в России) с турецкими властями и спецслужбами. Якобы совместными усилиями они хотели убить главу Чечни. В ряде голосовых сообщений семья якобы обсуждала организацию избиения кадыровского полицейского в Турции. Соответствующее видео с унижениями чеченского силовика появилось в интернете в сентябре 2021 года.
В той же «Альтернативе 95» было выложено обращение Ибрагима Янгулбаева с признанием о том, что он является администратором 1ADAT (признана экстремистской организацией и запрещена в России) и находится в Нижнем Новгороде.
— Когда стали подозревать, что мы ведем этот канал, он (Ибрагим Янгулбаев. — Прим. ред.) записал сообщение, что это якобы он — глава 1ADAT (признана экстремистской организацией и запрещена в России). Ну, в шутку... [Потому что] они (власти Чечни. — Прим. ред.) говорили, что ведут канал из-за рубежа. «Вот вы говорите, «Адат» (признана экстремистской организацией и запрещена в России) за границей? Вот я здесь, вот — кремль», — сказал сын, — объяснил появившееся видео со своим сыном Сайди Янгулбаев корреспонденту NN.RU.
Абубакар Янгулбаев отрицает, что его личная переписка могла быть украдена с его телефона или ноутбука.
— На этих девайсах не было зарядки. Они были запечатаны, и в этом виде они должны идти эксперту. Если такое возможно, то за это привлекают следователя, — говорит Абубакар Янгулбаев. — Кадыров сейчас решил применить весь свой и административный, и публичный ресурс для разжигания ненависти конкретно к нашей семье. А если учитывать правовой аспект, то эти аудиозаписи ничего не стоят. Экспертизу покажите.
В Комитете против пыток* корреспонденту сообщили, что действиями каналов, которые сливают переписку семьи, не интересуются. Их юристы занимаются защитой от незаконного применения насилия.
— Что бы человек ни натворил, какой бы он ни вел Telegram-канал, какие бы даже преступления он ни совершал, его должны привлекать к уголовной ответственности исключительно в рамках законодательства, — рассказал Хабибрахманов NN.RU.
Пропавшие родственники и угрозы правозащитникам
Сейчас мать Абубакара находится в спецприемнике МВД по Чеченской Республике. Об этом заявил в эфире канала «Дождь» (признан РФ иноагентом. — Прим. ред.) министр информации и печати республики Ахмед Дудаев. Зарему Мусаеву задержали за административное правонарушение — за якобы оскорбление и нападение на полицейского. Как сообщили в Комитете против пыток*, адвоката к задержанной не пустили.
— Напоминаю, по закону адвокату нужно удостоверение и ордер, чтобы получить доступ к клиенту. Только два документа. Однако в нарушение всех федеральных законов нашего адвоката развернули и отправили получить не предусмотренное никакими нормами разрешение начальника полиции. Адвокат это решение обжалует, но в Чечне действует только один закон: «Рамзан сказал», — рассказал NN.RU Олег Хабибрахманов.
Уже после задержания матери Абубакар заявил, что около 15 его родственников снова перестали выходить на связь. А накануне Кадыров объявил главу Комитета против пыток*, правозащитника и члена президентского Совета по правам человека Игоря Каляпина и журналистку «Новой газеты» Елену Милашину террористами.
— Террористами для меня являются и Каляпин с Милашиной, которые зарабатывают на теме Чеченской Республики и чеченцев, разрабатывая сценарии и нашептывая на ухо своим персонажам тексты и поведение. Если есть в России закон и правоохранительные органы, то обращаюсь к ним: задержите этих пособников террористов, — сообщил глава республики в своем Telegram-канале.
В ответ на высказывание Кадырова пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что оно не отражает точку зрения федеральных властей.
— Заявления Кадырова, которые касаются пособничества терроризму журналистов и особенно членов СПЧ, — это его личное мнение, — сообщил Песков.
По сообщению Янгулбаевых, о местоположении некоторых из родственников, предположительно задержанных чеченской полицией еще в конце прошлого года, ничего не известно по сегодняшний день.
* Комитет по предотвращению пыток 14 января 2016 года был внесен в реестр иностранных агентов. 12 марта 2018 года организация заявила о прекращении своей деятельности. В настоящее время она работает под своим историческим названием Комитет против пыток без образования юридического лица.
* Органы власти Чеченской Республики Ичкерия признаны в России террористической организацией.
** Оппозиционное движение «Адат» внесено в реестр экстремистских организаций и запрещено в России.