Обширное строительство вблизи улицы Хальзовской в Сормовском районе Нижнего Новгорода в перспективе породит новые проблемы городского масштаба. Жилой сектор с квартирами эконом-класса на берегу Волги в реальности окажется «районом аутсайдеров», ведь жить эти люди будут вдали от мест учебы и работы, культурных и развлекательных центров, считает кандидат экономических наук, доцент кафедры экологии и природопользования ННГАСУ Александр Иванов.
За месяц до наступления нового года, 9 декабря 2015-го, областная комиссия по землепользованию и застройке одобрила внесение изменений в генплан Нижнего Новгорода, предполагающих превращение обширной рекреационной зоны – волжской поймы в Сормовском районе – в зону жилищного строительства. Городские активисты, называющие себя Комитетом защиты волжской поймы, обратились к губернатору Нижегородской области Валерию Шанцеву с просьбой не принимать решения, против которого за несколько месяцев было собрано более 7000 подписей горожан. В новогодние каникулы активисты организовали рассылку мнений экспертов, ученых о ценности волжской поймы и причинах, по которым расширять Сормовский район за счет застройки берега Волги нецелесообразно. В их числе - кандидат экономических наук, доцент кафедры экологии и природопользования ННГАСУ Александр Иванов. Редакция NN.RU публикует выдержки из его выступления.
СПРАВКА. Иванов Александр Владимирович. Опыт работы: гидрофизические исследования (Институт прикладной физики РАН); управление природоохранной деятельностью и состоянием окружающей среды (Горсовет, государственный комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Нижнего Новгорода); управление проектами устойчивого развития (Программа развития ООН); преподавательская деятельность (ННГАСУ, с 1999 года по настоящее время). Профессиональные интересы: оценка воздействия автотранспортных систем на окружающую среду и здоровье населения; мониторинг и диагностика атмосферы и гидросферы; обращение с отходами производства и потребления.
Обворованный центр
«Участок волжской поймы, предполагаемый к строительству, находится слишком далеко от существующей зоны центральных функций, а также той, что будет развиваться в Нижнем Новгороде в XXI веке: территорий Канавинского, Ленинского районов, - считает эксперт. - Строительство инфраструктуры нового микрорайона будет вестись за счет инвестиций, которые могли бы вкладываться в центральную часть города. Каждый рубль, потраченный на развитие центральной части, будет иметь кумулятивный социальный, экономический эффект». А вот в Сормове, по мнению Александра Иванова, эффект от строительства микрорайона будет негативным: увеличится нагрузка на окружающую среду, люди будут тратить более двух часов в день на то, чтобы добраться до места работы или учебы. В плане доступности социальных, культурных объектов и так далее они существенно проиграют тем, кто живет в центре.
«Группа риска»
Люди, которые поселятся в волжской пойме, чтобы наслаждаться красотой речного берега, в реальности окажутся аутсайдерами, считает ученый. Все, что будет строиться в районе памятника природы - Копосовской дубравы, потребует новых дополнительных инвестиций, которые будут украдены у центра города. Вместо того, чтобы развивать зону центральных функций (культуры, науки, искусства, экономики), город получит ещё одну «деревню» – вроде той, что построена в районе улицы Дачной, Комсомольского шоссе. «При этом жители новой деревни окажутся весьма уязвимы с социальной точки зрения. Если они, проживая вдали от центра, лишатся работы, то получат массу трудностей с тем, чтобы найти и добраться до новых мест приложения труда, - поясняет Александр Иванов. - Эта проблема очень хорошо изучена социологами. Как только на одном участке возникает большое количество людей, которые полгода не работали, место их жительства превращается в социально ущербную зону и дальше справиться с ней уже невозможно».
По мнению ученого, процесс, когда людей из центра выселяют на задворки, в Нижнем Новгороде уже принял угрожающие масштабы. Фактически, он ведет к утрате идентичности города, который является одним из крупнейших в России инженерных центров, центров культуры, науки, образования.
Пустые маршрутки
При развитии территорий, удаленных на 15 км от центра города (как та, что прилегает к Копосовской дубраве), возникают дополнительные транспортные потоки. «Конечно, к новому микрорайону можно построить и новые дороги: это не такие протяженные трассы, как в Богородском или Кстовском районах. Однако загрузить этот транспорт будет невозможно, поскольку плотность населения в Нижнем Новгороде очень низкая. Уже сейчас в сравнении с советскими временами она сократилась почти в 1,5 раза», - отмечает эксперт. По сведениям Александра Иванова, убыль населения Нижнего Новгорода составляет почти 200 тысяч человек - мы рекордсмены России по этому показателю. Проект застройки волжской поймы в Сормове ещё больше усугубит эту негативную тенденцию.
«У нас уже имеются серьезные проблемы с тем, чтобы обеспечить наполняемость общественного транспорта. У нас никогда не будет загружен метрополитен. Более того, каждый новый построенный километр метрополитена повлечёт дополнительные убытки, - подчеркивает эксперт. - Если бы город развивался компактно, общественный транспорт был бы самодостаточным. Но когда он, как Нижний Новгород, разрастается вширь, обеспечить частые поездки автобусов, троллейбусов и так далее невозможно. Получается, что людям пользоваться общественным транспортом неудобно, и городское хозяйство используется неэффективно».
Жизнеспособная альтернатива
«Конечно, было бы лучше, если бы в Нижнем Новгороде осваивалась аналогичная волжской пойме зона, расположенная на берегу Оки в Ленинском район. Там уже есть общественный транспорт (трамвай, метро, которое проходит по центру района), уже сложилась транспортная система. Более того, предполагается её развитие (строительство дублера проспекта Ленина)», - рассуждает эксперт.
Конечно, город нуждается в новом жилье, потому что люди хотят жить лучше. Если это новое жилье строить на месте старых одноэтажных домов в географическом центре Нижнего Новгорода (Канавинский и Ленинский районы), это будет гораздо разумнее в долгосрочной перспективе, считает Александр Иванов. «Сейчас есть целые улицы, застроенные, по сути, трущобами: к примеру, улица Гончарова и, страшно сказать, Шекспира! Там живут люди с очень низким уровнем достатка, утратившие оптимизм в своей жизни. Они совсем не ощущают, что живут в миллионнике», - отмечает ученый.