На чемпионате мира по муай тай в мексиканском Канкуне сборная России обставила всех конкурентов, уверенно выиграв первое командное место. А одной из главных сенсаций турнира стал воспитанник кстовской школы тайского бокса Аик Бегян. Дебютировав на взрослом уровне, этот 18-летний паренек с первой попытки выиграл золотую медаль. Причем в финальном бою весовой категории до 60 кг Аик не оставил шансов действующему на тот момент чемпиону мира Правиту Чилнаку. Именитый таец ничего не смог поделать с поймавшим кураж Бегяном.
Золото, которое Аик выиграл в Мексике, стало историческим для нижегородского спорта. Бегян стал первым представителем нашего региона, победившим на чемпионате мира по тайскому боксу.
«Вокруг все кайфовали, а нам надо было тренироваться»
— «Нижегородец Аик Бегян стал чемпионом мира по тайскому боксу» — заголовок, которым в начале недели разразились почти все наши СМИ. Кое-кто из корреспондентов звонил тебе даже в Мексику. Готов к проверке «медными трубами»?
— Мне приятно. Известностью и славой российские тайбоксеры точно не избалованы. А нижегородские — в особенности. К вниманию я готов. А приятнее всего было то, как меня встретили в Нижнем Новгороде наши кстовские и нижегородские ребята и тренеры из сборной области по тайскому боксу. Вот это было по-настоящему круто!
— Когда ты в конце марта с первой попытки выиграл взрослый чемпионат России, один из тренеров (не нижегородской сборной) придумал прозвище, которое сразу приклеилось к тебе — «Супер Аик». После победы на чемпионате мира ощущаешь себя «Супером»?
— Нет. Я не супермен, а обычный человек, который делает то, что ему нравится. И я реально кайфую от тайского бокса!
— Между твоей победой на чемпионате России и стартом на чемпионате мира прошло полтора месяца. Все это время ты жил в страшном эмоциональном напряжении?
— Не сказал бы, что мне морально было тяжело. Сразу после чемпионата России я недельку отдохнул и приступил к подготовке. Сначала у нас в Кстове вместе со своим тренером Игорем Валентиновичем Салопаевым. А потом поехал в Москву на сборы вместе с командой России.
Волнение, конечно, присутствовало, но у меня был такой настрой на чемпионат мира, что он перекрывал абсолютно все.
— Ты выигрывал молодежное первенство мира. Этот опыт хоть как-то помогал на взрослом чемпионате мира?
— Да, это был большой плюс для меня. Структура проведения взрослого чемпионата мира от молодежного ничем не отличается. И многие моменты мне были хорошо знакомы. Если не считать уровень конкуренции, который на взрослых турнирах всегда выше, то по сравнению с прошлым годом поменялась только страна, где проводился турнир.
— И какие впечатления оставила Мексика, которую мы знаем в основном по боевикам и сериалам?
— Главное впечатление — обстановка там была совершенно не соревновательная. Мы жили в отеле вместе с туристами. И там было полным-полно всяких бассейнов, клубов, баров. Люди ходят кайфуют. А нам посреди всего этого тренироваться. (Смеется.)
— Сейчас уже можно признаться: хотя бы раз за чемпионат мира нарушал режим?
— Честно, ни разу! Если бы нарушал, скорее всего, и результат был другим.
— Даже золотую медаль не обмыл текилой?
— Нет, я вообще не употребляю. Да если бы и захотел отметить, то времени у нас после финалов было совсем немного. Единственное, что мы успели, как следует познакомиться с мексиканской кухней. Ну и запили все колой. (Смеется.)
— Жарче боев на чемпионате мира были только мексиканские девушки, которые участвовали в церемонии награждения. Ты — парень свободный, искушение было велико?
— Да, я часто задавался вопросом: остаться жить в Мексике с кем-то из них или увезти какую-нибудь красотку домой в Кстово. (Хохочет.) На самом деле после того, как мне вручили золотую медаль, две очень красивые мексиканки подошли ко мне сфотографироваться. Но, к сожалению, только сфотографироваться. (Улыбается.)
«Моей победой остался доволен даже тренер»
— Для тебя чемпионат мира стартовал с победы нокаутом над соперником из Испании. Этот бой задал тон для всего турнира?
— Первый поединок всегда получается самым сложным, поэтому от того, как ты его проведешь, в дальнейшем зависит многое. Я не сомневался в своих силах, но досрочная победа, конечно, придала уверенности.
— Параллельно с тобой по турнирной сетке шел боец из Таиланда Правит Чилнак. Ты с самого начала думал об этом сопернике как о главном конкуренте?
— Да, я ждал встречи с ним. И был внутренне к этому готов. Муай тай появился в Таиланде, тайцы всегда остаются самыми опасными конкурентами. Тем более Правит Чилнак в прошлом году выиграл чемпионат мира и был фаворитом. Но я уже побеждал тайцев на молодежном первенстве, и для меня встреча с бойцом из этой страны на взрослом чемпионате была дополнительным вызовом. Перед финалом я сам себя заряжал эмоциями, и когда выходил на поединок, был на кураже!
— Во время финала эмоции из тебя просто хлестали. В перерывах между раундами ты запрыгивал на канаты, что-то кричал залу. Не мог сдержать всю свою энергию?
— Я ведь показывал эмоции только в перерывах. Делал это специально — я так работал на судей. Давал пронять, что уверен в себе и своей победе. А непосредственно во время боя контролировал эмоции: соперник был слишком опасен, чтобы заигрываться с ним.
— С кем ты разрабатывал план на бой?
— С Игорем Валентиновичем (Салопаевым. — Прим. NN.ru). Он не летал с нами в Мексику, но мы постоянно держали связь. Разбирали всех моих противников. В финальном бою тренер дал установку проваливать соперника, иногда работать через блок и постоянно прессинговать тайца. Бывает, что даже после победы тренер многим остается недоволен, но Игорь Валентинович сказал, что я полностью выполнил наш план!
— Свой первый взрослый чемпионат мира ты выиграл, выйдя на бой из красного угла ринга. Красный теперь станет любимым цветом?
— А в прошлом году я выиграл мировое первенство, боксируя в синем углу. (Смеется.) Так что любимых цветов у меня на ринге нет. Вообще лучше не заморачиваться по всем этим приметам.
— Тебе восемнадцать. С первой попытки ты выиграл чемпионат России, а теперь и чемпионат мира. Где теперь искать мотивацию?
— Мотивация у меня всегда есть, потому что я просто хочу совершенствовать себя. И можно выиграть чемпионат мира и во второй, и в третий раз.
— Можно, но есть и другой вариант — дебют в профессионалах.
— И мне такой вариант тоже интересен. Я об этом давно думаю. Но мои следующие цели в тайском боксе будет определять тренер. Сейчас не хочу гадать, что ждет меня дальше.
«Переехав из Сочи в Кстово, оказался в другом мире»
— Ты вообще держал в голове мысли о профессиональной карьере, когда делал в тайском боксе первые шаги?
— Нет, конечно. Я тогда и о любительских турнирах не задумывался. Приходил в тайский бокс ради самообороны. Мне было 9 лет, и в семье решили, что ребенок должен чем-то заниматься. (Улыбается.) А первый большой турнир (первенство России) выиграл в 13 лет. Через год выиграл еще раз. А еще через год снова стал первым.
— До 15 лет ты жил и тренировался в Сочи. Почему решился на перемены и уехал в Кстово?
— Во-первых, я хотел расти как спортсмен. По турнирам я знал Игоря Салопаева и видел, каких результатов добиваются его ученики. Поэтому выбрал именно этого тренера. Во-вторых, я не собирался бросать учебу и поступил в Кстовский нефтяной техникум.
Это не был побег из Сочи. Мы обсуждали с семьей разные варианты и в итоге остановились на Кстове.
— После солнечного и морского города Сочи в суровом Кстове попал в другой мир?
— Поначалу так и было. В менталитете людей чувствовалась большая разница. Не могу выделить какие-то отдельные черты, которые различаются у сочинцев и кстовчан, но я видел, что различия есть во всем. В каких-то жизненных понятиях, что ли.
Я был готов к переменам. Вариант «бросить все и вернуться в Сочи» никогда не рассматривал. Понимал, что возвращаться не должен, иначе я пойду против самого себя. А в Сочи я теперь с удовольствием приезжаю на каникулы.
— Переехав в Кстово, ты поселился в общежитии техникума. До сих пор там живешь?
— Да, и это, наверное, главная моя проблема. (Улыбается.) Очень хочу обзавестись собственным жильем. В общаге, конечно, весело. Но тяжело тренироваться и учиться, живя там. Вы, наверное, в курсе, что в общежитии обычно делается все, чтобы не учиться. (Улыбается.) И многие ломаются.
«Я — страшный сладкоежка»
— В иных видах спорта за победу на чемпионате мира могут и квартиру подарить. Но это не про тайский бокс?
— Квартиру мне, конечно, вряд ли подарят. А вообще про какое-либо вознаграждение я и не задумывался. Самым важным для меня было выиграть чемпионат мира.
— В 18 лет о деньгах задумываться рано?
— Нет, почему?! Я понимаю, что уже взрослый и должен помогать своей семье. У меня же три младшие сестры в Сочи. Конечно, хочется как можно скорее начать обеспечивать и себя, и родных. Может быть, профессиональная карьера станет выходом из ситуации.
— Скоро чемпионат мира по футболу, где сборной России пророчат в лучшем случае выход из группы. Сборная России по тайскому боксу возвращается с чемпионата мира с первым общекомандным местом. При этом разница в зарплатах у футболистов и тайбоксеров астрономическая. Это бесит?
— Завидую ли я футболистам? Нет. Раз господь наградил их такими зарплатами, значит чем-то они это заслужили. Не мне их судить.
— Ты — набожный человек. Пришел к вере сам?
— С христианской верой меня познакомила мама. А сейчас я сам осознаю себя православным. И стараюсь жить и вести себя так, как этому учит наша вера.
— Вера позволяет спортсмену стать сильнее?
— Вера в бога учит бороться с соблазнами. А спортсмен тоже борется с ними каждый день. Чтобы выступать на высоком уровне, надо уметь жертвовать очень и очень многим. Для меня важно не поддаваться влиянию внешних сил.
— Но после того, как стал чемпионом мира, можно хотя бы один раз позволить себе сделать что-то запретное?
— Я — страшный сладкоежка. Пока не начал готовиться к очередному турниру, точно позволю себе полакомиться чем-нибудь вкусненьким!
Вы также можете читать нас в «ВКонтакте» и Viber, где мы рассказываем интересные и важные новости Нижнего Новгорода. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь на наши группы в «ВКонтакте» и канал в Viber.
Текст: Алексей Рокотов
Фото: rmtf.ru, muaythai-nnov.ru, vk.com/kstovo_muaythai