Итак, с завтрашнего дня меняются несколько маршрутов автобусов и отменяются четыре маршрута по нерегулируемым тарифам (то есть маршрутных такси). К чему приведут эти изменения, мы, наверно, поймём только ближе к двадцатым числам января, когда после Нового года люди снова выйдут на работу. Но и «по горячим следам» хочется сделать экспресс-анализ. Для нас о ситуации написал многим в городе известный эксперт из сообщества «Желтый бампер. За Каргина!» (он предпочитает скрываться за затейливым псевдонимом из иероглифов — 米云霄). Каргинская группа славна, кроме поддержки известного перевозчика, вдумчивым разбором ситуации с общественным транспортом в городе — и сегодня они проводят его для NN.RU.
Лично моя главная претензия — в том, что изменения внезапные. Слишком! То есть люди должны как-то узнать новость, свыкнуться с ней, продумать новые для себя маршруты — за один лишь день! И уже назавтра планировать свою поездку иначе. К чести... даже не знаю, кого — то ли официальных структур, то ли анонимных доброжелателей — на некоторых остановках появились неподписанные листки с выдержками из новостей: отменяется такой-то маршрут, пользуйтесь такими-то. Но иной раз человеку надо будет идти на соседнюю остановку. Потому прогнозируем, что в пятницу город ждут многочисленные опоздания на работу.
По поводу же самих изменений: для многих они будут болезненными. Но транспортная система всегда строится на компромиссах. Сделать быстро, удобно и чтобы сразу всем — нереально. А потому придётся делать удобнее большинству, но так, чтобы и остальных не ущемить. Да, можно попробовать пустить маршруты «из каждого района в каждый», но на практике это разорительно: или для перевозчиков — ведь чем больше маршрутов, тем меньше на каждом из них пассажиров — или для самих пассажиров, так как разоряющийся перевозчик поднимет цены. И интервалы вырастут.
В любом крупном городе, увы, часть пассажиров неизбежно ездит с пересадками. И задача города — обеспечить их, пересадок, безболезненность. И с физической точки зрения (удобные автобусы, близкие соседние остановки), и с финансовой, и с временно́й. Большое благо, что в Нижнем Новгороде можно пересесть в течение часа без лишних затрат, при помощи специального тарифа на транспортной карте.
А вот по поводу времени ожидания — у меня, увы, большие сомнения…
Теперь о частностях. Что отменяют, а что вводят?
Т-47 был обречён: вряд ли кто-то сейчас позволил бы оставить маршрут, который копирует другой маршрут (А-48) чуть ли не на 90% пути следования последнего. Я бы сильно удивился, если бы его оставили. Т-46 точно так же «бодался» с А-16. И так далее. И тут главная задача — в том, чтобы компенсировать те уникальные связи, которые были у отменяемых.
И многие изменения существующих маршрутов на то и рассчитаны. Но не только: некоторые ещё и создают новые связи. Почему А3 продляют в Высоково? Потому что оттуда уже есть маршрут через улицу Минина (А-19) и через Белинку (А-27). Теперь будет и через площадь Свободы. А-17 — это совершенно новая связь для Сортировки с пл. Комсомольской и пл. Лядова (Т-47 ехал уж слишком крючковато), и даже Сенной. А-20 — это ответ на молитвы Молитовки о возвращении старого Т-55.
Т-47 был дублёром А-48 в Заречной части, но в Нагорной был незаменим для «Цветов» и Анкудиновского шоссе, связывая их между собой и с проспектом Гагарина (Дворец спорта). Именно это будет делать А-80.
Но есть и «порванные» связи. Так, для жителей «Цветов» и Анкудиновского теряется пл. Горького. Возможно, следовало пустить через Метромост не А-80, а А-43? Всё-таки, у Щербинок есть связь с Горького через А-1 и троллейбус 31… Ещё я ждал, что продлят маршрут А-30 до Мещерского озера — так можно было бы компенсировать связи, исчезнувшие с отменой Т-44 два года назад. Возможно, это для следующего раза?
Также, мне кажется рискованным продление А-3 к ЗКПД. Конечно, Седьмому микрорайону нужны маршруты. Но по опыту Т-71 мы знаем, что переезд у станции Починки иногда закрывается надолго и собирает дикие пробки. Могут быть сбои! И одно дело — сбой на внутрирайонном маршруте: это неприятно, но, увы, неизбежно. До тех пор, пока не реконструируют переезды. Но совсем другое — сбой на длинном «магистральном» маршруте, когда того же автобуса ждут в другом конце города!
В этом — ещё одна претензия: делаются длинные магистральные маршруты (которые нужны!), но мало появляется коротких подвозных или вывозных. У нас же есть пересадочный тариф! Прыгать с автобуса на автобус — неудобно, но это может быть меньшим злом, чем то, если из-за одной-двух локальных пробок полгорода не дождётся своих автобусов.
После «не дождётся», наверно, стоит сказать и о самой частой претензии к НПАТ: люди часто жалуются, мол, того или иного социального автобуса «не дождаться». Самый яркий пример — Молитовка: там больше нет маршрутных такси в центр города, а у автобуса А-64, увы, случаются сбои.
К сожалению, в условиях кризиса НПАТ делает ставку исключительно на часы пик, обслуживая вечер по остаточному принципу. Именно в этом суть большинства претензий. И непониманий между чиновниками и населением. Чиновник отчитается, что на маршруте столько-то автобусов, интервал — 10 минут. Люди же говорят: «Нет, мы ждём полчаса!» В чём спор? В том, что чиновник смотрит в бумаги, а там — максимальное количество машин на рейсе, и оно достаточно для малых интервалов. Но такое количество — только в часы пик. И то — только если нет пробок. А на вечер уже банально не хватает водителей. Или надёжности автобуса. Или даже топлива — то, чего я вообще не могу понять, но часто читаю: «автобус вместо рейса уехал на заправку». От этого страдают рейсы, выполняемые автобусами, работающими на газе.
Или всё есть для хорошей работы, но водитель тронется раньше расписания, и кто-то не успеет сесть в автобус. Или из-за той же пробки автобус опоздает на конечную и пропустит целый рейс. Вот вам и «полчаса»! Получается: и чиновник прав — в теории, и жители — на практике. И друг друга они не понимают. Чиновники решат: давайте тогда добавим автобусов на маршрут. А в парке привыкли, что все автобусы должны ездить в пик, они и добавят их в пик! А на вечер останется по-прежнему мало.
Всё это может случиться и на новых маршрутах. Увы, нельзя просто взять и купить много-много автобусов, и тем самым решить все проблемы. Но с другой стороны — является ли это поводом оставлять ужасные маршрутки-дублёры, без льгот и проездных, да ещё и с ужасной техникой, как на Т-47? Боюсь, тут просто нет варианта, который и жителей бы полностью устроил, и не вылился бы в будущие беды.
Частично проблемы можно было бы решить, если бы НПАТ и частники не конкурировали бы между собой, а сделали как в Екатеринбурге, где все перевозчики встроены в единую систему с едиными правилами. Тогда НПАТ бы сконцентрировался на маршрутах для больших автобусов — а те маршруты, которые он явно «не тянет», взяли бы частники, прошедшие положенную законом процедуру, которым дали бы право возить льготников с компенсацией выпадающих доходов. Но сейчас у нас это сделать сложно: у частников — договоры на маршруты по «нерегулируемым» тарифам, и перед многими наверняка будет большой соблазн: сначала получить льготников, потом взять и задрать стоимость для остальных. Да и маршрутов-дублёров тогда станет дикое количество: для баланса системы и прекращения войн на дороге придётся договариваться об отмене части из них. В общем, всё непросто.
Фото: Наталья Бурухина
Уважаемые читатели, завтра NN.RU будет вести онлайн-трансляцию, как город справляется со столь резкими и неожиданными изменениями в работе общественного транспорта. Свои комментарии, видео или фото отправляйте на почту news52@iportal.ru или в нашу группу во «ВКонтакте».