Ежедневно тысячи нижегородцев стоят на остановках в ожидании общественного транспорта, а тот задерживается. Причина тому — нехватка кадров. Водители часто увольняются — в «Нижегородпассажиравтотрансе» (НПАТ) в настоящее время открыто порядка двухсот вакансий. Герой нашего интервью просидел за рулем автобуса почти что 30 лет и не раз наблюдал, как увольнялись его коллеги. Причина всегда одна — низкая зарплата. О воинственно настроенных пенсионерах, сломанных машинах и отсутствии графика — из первых уст.
По просьбе нашего собеседника мы не будем раскрывать его имя.
«Встаю на работу в 02:30 ночи, а домой прихожу в 19:00»
— НПАТ регулярно ищет водителей, многие увольняются. Что их не устраивает?
— Увольняются исключительно из-за зарплаты. Она зависит от выработанных часов. Норма, как известно, в Российской Федерации составляет 176 часов в месяц, а водители выкатывают по 250 и по 300 часов, чтобы получить нормальную зарплату в конце месяца. За час работы нам платят 109 рублей 48 копеек. Есть графики, которые подразумевают первую и вторую смену, а есть график целодневный, то есть с утра и до вечера, но с двумя обедами. Я работаю целодневно: встаю на работу в 02:30 ночи и домой прихожу в 7 вечера. В среднем за месяц получается 50 тысяч рублей. Что уж говорить? Даже в выходные выходим, чтобы часы нагнать чуть побольше. Кроме того, могут попросить выйти на маршрут, если другой водитель не вышел.
— Со скольких до скольких длится ваш рабочий день? Сколько длятся перерывы? По какому графику работаете?
— За рулем я нахожусь где-то с 04:00 до 19:40. Первый обед у меня в 08:00 и длится 50 минут, второй — в 14:00, он длится один час десять минут. По графику я три дня должен работать — два отдыхать, потом два дня работать — один отдыхать. Но я вот сменами меняюсь, например. Бывает, работаю пять дней подряд и два дня отдыхаю. Те, кто работают посменно, работают в первую — с 05:00 до 15:00, затем два дня отдыхают, потом работают во вторую — с 15:00 до 22:00 или 23:00, может, и дольше. Зависит от маршрута.
На днях два водителя пошли к руководству — сказать, что такой график их не устраивает. Хотели работать два через два, потому что семьи есть, личная жизнь. Ответом было: «Меня мало волнует». В итоге оба написали заявление на увольнение.
— Как вы оцениваете ситуацию с транспортом в городе в целом?
— Ситуация критически плохая. Поясню на примере. На моем маршруте должно ездить десять машин. Но по факту в рейсы выходит в лучшем случае семь. В худшем — четыре. Вот и представьте, сколько пассажиры ждут. Ругаются, недовольны. Особенно пенсионеры — они бывают крайне воинственно настроены. А сейчас зима будет — я не знаю, чего они делать будут. Также очень много стоит сломанных машин, в одном только нашем парке — несколько десятков.
— Сколько всего парков, сколько в вашем парке машин и сколько из них выходит на маршрут?
— Парков — 3. В нашем 130–135 автобусов где-то. На линию не выходит даже сотня из них.
— Почему автобусы не ремонтируют?
— Запчастей нет. Руководство пишет письма на завод, и, если случай попадает под гарантийный, запчасти нам отправляют. Но гарантия закончится уже в декабре. Денег на покупку запчастей в управлении нет.
«Туалет у нас везде, в любом месте»
— Зачем водители ставят глушилки, чтобы не отображаться на картах?
— Нас это не касается, тех, кто работает на муниципальном транспорте. Мы стараемся придерживаться графика, но не всегда получается, конечно. Потому что пробки. Договоришься с мужиками, чтобы поехать с интервалом 10–15 минут, вот и всё. А у частников этого графика и вовсе нет. Они ставят глушилку, чтобы побольше народа собрать, чтобы конкуренты не видели, где они там едут, чтобы пенсионеры их не ждали. Пенсионеры сейчас никому не выгодны.
— Почему пенсионеры не выгодны?
— Потому что они льготники. Сейчас частников обязали принимать проездные, и это для них не есть хорошо. По приезде на базу, когда они сдают деньги, количество проездных и пенсионных в их план не входит — их просто не считают. Мое мнение таково, и многие наверняка со мной согласятся, что это сделано специально, чтобы убрать некоторый процент частников.
— Многие водители ездят без кондукторов. Как удается и следить за дорогой, и обилечивать пассажиров?
— Это мастерство — его не пропьешь! (Смеется.) Тяжеловато, конечно. И сдачу сдать, и за дорогой следить — это и аварийные ситуации создает временами. Поэтому некоторые водители отказываются ехать без кондукторов. Руководство, конечно, этим очень недовольно.
— Конечные остановки, где у вас есть время отдохнуть, оборудованы туалетами и пунктами приема пищи? Если нет, то как удается обходиться?
— Где-то оборудованы, где-то — нет. А туалет у нас везде, в любом месте! Для водителей-мужчин это не проблема, но есть ведь и женщины. Кондуктора, например. Для них это большое неудобство.
— Учитывая всё это, возникает ли у вас желание уволиться?
— Нет! Мне нравится моя работа — я с детства хотел быть водителем автобуса. Нет, наверное, таких идиотов, как я.
Редакция направила запрос в правительство Нижегородской области с просьбой уточнить режим работы водителей автобусов и количество автобусов, нуждающихся в ремонте.