Уже долгое время в обществе не утихают споры о необходимости так называемого «суверенного Рунета», закон о котором был принят 16 апреля 2019 года. Многие даже сравнили эту законодательную инициативу с тотальными ограничениями Сети на примере Китая. Чтобы разобраться, справедливо ли такое сравнение, NN.ru пообщался с нижегородцами, жившими и живущими в Китае, о том, насколько сильно влияет сетевой контроль на жизнь простых людей
Позавчера Госдума приняла закон о суверенном Рунете. По официальной версии, это сделано ради устойчивой работы сети. СМИ разъясняют населению, мол, исторически так сложилось, что рычаги управления всемирной паутиной находятся в США, а это значит, что американцы в любой момент могут отключить Россию от интернета. Правительство отыскало выход из проблемы и потратило 30 миллиардов рублей на внедрение закона, который всех нас защитит (закон вступит в силу с 1 ноября этого года). Тем временем в Китае суверенный интернет введён с 2003 года: в поднебесной не работают Google, YouTube, Instagram, WhatsApp, Viber и прочие американские сервисы. О том, какого это — жить за Великим китайским файрволом (англ. Great Firewall of China — игра слов, производное от англ. Great Wall of China — Великая Китайская стена), рассказали нижегородцы.
«Файрвол» — неофициальное название проекта «Золотой щит». Благодаря нему происходит фильтрация контента в интернете КНР. Формально файрвол призван бороться с терроризмом и экстремизмом, в реальности же людей просто сажают в тюрьму за шутки над политиками. Например, блогера Ван Цзянфэна арестовали за критику председателя КНР Си Цзиньпина в социальной сети. Для Китая автономный интернет стал интернетом с жёсткой цензурой. Сами китайцы признаются, что не пишут в сети ничего негативного о власти, поскольку это чревато наказанием. Однако и для людей, никак не связанных с политикой, существует масса недостатков суверенного интернета.
Тотальный перегруз
— Ограничения сказываются в первую очередь на скорости интернет соединения, — рассказывает нижегородка Мария Осипова. — Я прожила в Китае год, пользуюсь интернетом регулярно, запрещёнными сайтами тоже. Обойти запрет помогает всем известный VPN, однако он не всегда хорошо включается, периодически не работает, и с ним прогрузка осуществляется ещё медленнее.
Справка: VPN — обобщённое название технологий, позволяющих обеспечить одно или несколько сетевых соединений (логическую сеть) поверх другой сети (например, интернет). Эта технология запрещает отслеживание местоположения и позволяет посещать заблокированные ресурсы. Существуют приложения в Play Маркете, выполняющие данную функцию. Туристы пользуются VPN дабы обойти блокировку.
По словам Марии Осиповой, некоторые сервисы, такие как YouTube, стабильно работают с VPN, однако с некоторыми другими сайтами приходится сложнее.
— С тем же Instagram огромные проблемы, я практически перестала им пользоваться — не хватает терпения, чтобы что-то прогрузить. Без VPN тяжеловато, китайские браузеры не всегда обширны, и порой сложно найти нужную информацию. Огромная проблема — просмотр кино. В Китае очень сложно это сделать бесплатно с китайских сайтов, а европейские зависают неимоверно, и порой просмотр фильмов превращается в пытку.
Нижегородка Ирина Котова живёт в Китае уже восемь месяцев. Повсеместная блокировка стала для неё большой преградой.
— Разница между интернетом в Китае и России ощутима. Заблокированы почти все иностранные песни, многие сайты. Сеть постоянно перегружена, скачивать картинки для презентации по учёбе, смотреть фильмы и так далее лучше утром, когда другие люди либо еще спят, либо уже на учебе или работе. Вечером даже «ВКонтакте» не всегда работает. Хорошо работает «Яндекс.Браузер», но многие сайты не прогружаются, так как заблокированы на территории КНР, что очень проблематично, особенно, когда пишешь курсовую или выполняешь задания для университета из России, не все источники доступны.
Контроль в соцсети
Не трудно догадаться, что Instagram в Китае не используют. Как и Facebook, да и все остальные соцсети. В КНР одна соцсеть — 微信,известная как WeChat.
— В Китае четко нужно следить за тем, что ты публикуешь в социальной сети, — рассказывает Мария Осипова. — Но с другой стороны, это даже хорошо — нет различных религиозных, расистских и прочих неприятных постов. Однако случались недопонимания, и у людей просто блокировались аккаунты. И это для китайцев катастрофа, ведь к WeChat почти у всех привязаны банковские карты.
— Нам говорили, чтобы мы были аккуратнее с тем, что мы отправляем в сеть, потому что могут безвозвратно заблокировать, а в Китае без WeChat'а не прожить, — поддерживает Ирина Котова. — Все общаются через него, преподаватели, начальство, звонят тоже через него, все проходит через WeChat. Он работает, даже если нет сети!
По словам девушки, очень часто иностранцы сталкиваются с тем, что их блокируют «ни за что»:
— Например, если у тебя нет банковской карты, прикрепленной к WeChat, приложение пишет, что ты подозрительное лицо, и если вы что-то знаете о нем, можете его заблокировать, пожаловаться и так далее. Могут заблокировать, если ты добавляешь в день много китайских друзей или часто переводишь через WeChat большие суммы денег.
Аналог YouTube и отсутствие порнографии
Сами китайцы ограничений по большей части не замечают, поскольку у всех сервисов, которыми пользуются в мире, в КНР есть аналог. Например, вместо всем известного YouTube, в Китае есть Youku.
— У нас запрещены Google и YouTube, но ими никто и не пользуется, — рассказывает китаянка Чен Чуэнхон. — У нас есть прекрасные аналоги. Дискомфорт могут ощутить только те, кто выезжал за границу, а потом вернулся. Из ограничений только то, что нельзя сказать ничего плохого про партию, и в сети совсем нет видео с сексом. Периодически возникают ресурсы, которые помогают обойти блокировку, но не проходит и пары недель, как их вычисляют и закрывают. В целом, я думаю, народ чувствует себя свободно, никакой тирании, как принято думать в других странах.
Однако для русского человека китайский автономный интернет станет настоящим испытанием:
— Я в Китае пробыла год, сейчас на какое-то время вернулась в Россию, — делится Мария Осипова. — Как только пересекла границу, кажется, как будто бы телефон подменили — непривычно быстро все работает, не нужно прогружать VPN, ждать столько времени, чтобы что-то сделать. Конечно, к плохому тоже привыкаешь со временем, от этого никуда не денешься. У автономного интернета много минусов, связанных с неудобством использования привычных ресурсов (а люди, привыкшие к зарубежным серверам, все равно будут обходить запрет, просто использование станет менее комфортным).
Тем временем контроль над китайским сегментом интернета планируется очередной раз ужесточить. До 2020 года в поднебесной будет внедрена система социального кредита — система оценок благонадежности всех граждан. И речь идёт не только о кредитной истории, но и о поисковых запросах, а также постах в социальной сети. Благонадёжным гражданам будут даваться льготы, вроде приёма у врача без очереди или аренда авто без залога, а неблагонадёжные столкнутся с трудностями при распределении ребёнка в престижную школу, при покупке авиабилетов и не только.
А каким будет суверенный интернет в России, мы узнаем уже в этом году.