Джипер, диджей, поисковик-доброволец Павел Деньжонков в свободное от работы время путешествует по дальним уголкам нашей и соседних областей в поисках необычных достопримечательностей. Сегодня публикуем его рассказ про путешествие по Чувашской Республике и югу Нижегородской области.
Мокринский ж.-д. мост
Высота сооружения 34 метра, длина — 360 метров, ширина — 4 метра. Мост стоит на 16 бетонных столбах, образующих 15 арочных пролетов.
Основные даты строительства моста в источниках разнятся. Вот одна из основных версий: строительство моста началось в 1914 году, работы проходили под руководством и контролем немецкого инженера-проектировщика Гехарда Шумахера. Возводили мост силами строителей из русских и татар. В 1918 году был сдан в эксплуатацию железнодорожный участок Арзамас — Канаш, соединивший Москву и Казань.
По другой версии, строительство моста началось в 1913 году, одновременно со строительством железной дороги Арзамас — Шихраны, и завершилось в 1917-м. Автор проекта — русский инженер Григорий Петрович Передерия (по данным Ru.wikipedia.org. — Прим. ред.).
Так или иначе, к моменту завершения строительства Мокринский мост был вторым по величине в Европе железобетонным сооружением.
Город Канаш
Железнодорожный центр Чувашии — это город Канаш. В 1986 году общая протяженность электрифицированных дорог СССР достигла 50 тысяч километров. В память об этой величине и был установлен памятный знак на станции Канаш-1.
После распада СССР значительная часть электрифицированных железных дорог оказалась за рубежом. Так что суммарная длина ж.-д. дорог России оказалась снова меньше 50 тысяч километров.
Сердцем транспортного узла является, конечно, локомотивное депо. Здесь, помимо различных ангаров, электричек и локомотивов, есть паровоз ЭР 796-34 — памятник паровозным бригадам колонн особого резерва НКПС СССР 1941–1945 гг.
Летопись локомотивного депо на станции Канаш исчисляется с 1893 года, тогда оно было на два стойла. Паровозное депо принимало паровозы для мелкого ремонта и для отстоя пассажирских и товарных паровозов в суровые зимние времена, чтобы не заморозить машины.
При ремонте паровозов пользовались свечами и факелами, инструмент применялся самый незатейливый: кувалда, лом, ключи, лапа для небольшого перемещения паровоза.
Вход на территорию депо свободен. Достаточно подойти к весьма дружелюбному и разговорчивому охраннику и спросить про старинный паровоз.
Богатиловка
Это село в Сеченовском районе Нижегородской области. Согласно сведениям, предоставленным краеведом Владимиром Бакуниным, первоначальное название Богатиловки — Митуралиха, в честь голландца, занимавшегося в этих местах заготовкой леса при Петре I.
Деревянный трехпрестольный храм был построен в 1900 году. По легенде, раньше в селе жили 7 братьев, и одному слышалось пение херувимов каждый раз, когда он проходил мимо пруда. Местная помещица Мария Пашкова узнала про этот удивительный случай и построила здесь храм.
Нутренка
Возвращаясь в Нижний Новгород по шоссе из Сергача в сторону Княгинино, если приглядеться, можно заметить мрачную громадину православного храма, одиноко стоящего среди полей.
Топокарты нам сообщают, что здесь находилась деревня со странным названием Нутренка.
Прежде всего в глаза бросается необычная архитектура храма, более подходящая для крупного города, нежели для деревенской церкви.
В недрах интернета об этой церкви нашлось лишь несколько скупых строк: храм был воздвигнут примерно в 1862 году.
Однако в архивных фондах Нижегородской духовной консистории есть упоминание о прошении отставного штык-юнкера Ю. Ю. Моисеева, помещика с. Нутренки, о разрешении построить церковь, датированное 21 марта 1777 года. Вполне логично, что ранее здесь находилась другая, скорее всего, деревянная церковь, которая либо со временем, либо вследствие пожара была разрушена, а на её месте воздвигнут каменный храм.
Также читайте рассказ Павла о поездках по берегам Горьковского моря и костромским лесам.