![](https://n1s1.hsmedia.ru/b5/6e/b7/b56eb7643ae4e5912a4177d8d06f5ced/656x437_1_f86ff902aa41feb26d22757104a8674d@835x555_0xTd7bqo06_8913407738367692203.png.webp)
Президент России Владимир Путин сомневается в необходимости строить высокоскоростную магистраль (ВСМ), начальный участок которой должен был связать Москву с Нижним Новгородом. На ее строительство РЖД хотело получить от государства 200 миллиардов рублей. При этом планируется масштабная реконструкция трассы М-7 и строительство платной автодороги до Нижнего Новгорода. Стоит ли вкладывать средства в железную дорогу, Путин пока не решил.
Участник правительственных совещаний, федеральный чиновник, человек, близкий к Минтрансу, рассказал, что вопрос о целесообразности ВСМ поднимался на совещании с участием президента. Об этом сообщают «Ведомости».
Поручение президента еще раз обсудить проект ВСМ в правительстве есть, насколько знает федеральный чиновник, в документе говорится о плановой операционной безубыточности как об условии получения денег из федерального бюджета. Их для строительства ВСМ необходимо 200 миллиардов рублей, а всего дорога до Нижнего оценена в 621 миллиард рублей.
По словам человека, близкого к РЖД, глава государства сомневается — нужна ли вообще ВСМ за такие деньги.
В плане развития магистральной инфраструктуры России сейчас существуют три проекта сообщения с Нижним Новгородом: платная автодорога, бесплатная и ВСМ, обращает внимание федеральный чиновник.
— Президент поручил еще раз оценить экономику и обоснованность ВСМ Москва — Нижний Новгород, — говорит сотрудник администрации президента. — Потому что в ближайшие годы планируется выделить деньги не только на этот проект, но и на реконструкцию трассы M-7, и на платную трассу, которая станет частью транспортного коридора Европа — Западный Китай. Нужно посмотреть на планы пассажиропотока и грузового потока, не совпадают ли они у этих трех проектов. Решение будет принято до конца года. Отношение к ВСМ положительное, но нельзя дублировать проекты.
Одна лишь автодорога Москва — Нижний Новгород — Казань обойдется в 540–550 миллиардов рублей, до 70% потребуется от государства, говорил первый замминистра транспорта Иннокентий Алафинов. Вопросы возникли прежде всего к финансовой модели проекта ВСМ, замечает человек, близкий к Минтрансу.
До сих пор серьезных инвесторов для ВСМ не нашлось, констатируют два человека, знакомых с ходом обсуждения проекта. Потенциальные генподрядчики отказываются в нем участвовать из-за рисков, связанных с применением китайских технологий, объясняет один из строителей.
— Финансовая модель проекта предполагает плановую безубыточность эксплуатации, — сказал представитель РЖД. — Если же пассажиров окажется меньше, чем в модели, инвестору будет доплачивать государство.
Есть поручение проработать вопрос, чтобы чистая прибыль РЖД направлялась на проекты, включенные в план развития магистральной инфраструктуры, говорит представительница вице-премьера Максима Акимова. Означает ли это, что ВСМ будет отказано в бюджетном финансировании, она не сказала.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7a/4b/fa/7a4bfa031e12251f5275a3ad925e7aa4/656x222_1_97c0afb0110e6b402c1b86a7749a8f75@1085x366_0xfCf0oSvI_7393771093952167288.jpg.webp)
ВСМ Москва — Нижний Новгород будет использовать и нынешнюю железную дорогу, новое строительство предусмотрено на участке Железнодорожный — Гороховец. В конце концов эта магистраль должна стать частью ВСМ «Евразия», которая соединит Берлин с Пекином.
— От проекта сложно отказаться: все время есть иллюзия, что от Гороховца поедем в Китай, — говорит человек, близкий к правительственной комиссии по транспорту.
— Случается, что автомобильные и высокоскоростные железнодорожные магистрали прокладывают в одном коридоре, — говорит президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой. — пассажиропоток ВСМ может упасть незначительно, всего на 10%. Если не начать строить ВСМ, РЖД рискует безнадежно отстать технологически.
ДОПОЛНЕНО.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков не подтвердил, что Владимир Путин поставил под сомнение целесообразность строительства ВСМ от Москвы до Нижнего Новгорода. Об этом сообщает ТАСС.
— Вам нужно спрашивать это у газеты, которая опубликовала эти данные, — сказал Дмитрий Песков. — Конечно, подобные мегапроекты подлежат тщательной выверке и согласованию. По мере того, как меняется конъюнктура, будь то внутренняя или внешняя, производится дополнительная сверка.