Есть международный стандарт, который разделяет все транспортные средства на категории (автомобили, автобусы, прицепы, полуприцепы и другие) в зависимости от их снаряженной максимальной массы (груз + вес транспортного средства + инструменты + заправленные емкости + пассажиры с водителем*). Для прицепов это категория «О». Она имеет дополнительные подкатегории (1,2,3..): «О1»(о один), «О2»(о два), «О3»(о три) и т.д. Эти данные вы не увидите в регистрационных документах на автомобиль, выданных в РЕЭ ГИБДД. Они указываются в сертификационных документах, выдаваемых производителю транспортного средства.
«О1» – категория прицепов с разрешенной максимальной массой до 750 кг. Если в паспорте технического средства (ПТС) и свидетельстве о регистрации указана эта цифра или меньше, то вы можете смело эксплуатировать трейлер без дополнительно открытых категорий: «Е» – НЕ НУЖНА! Иными словами, достаточно только «В». По вашему желанию производитель, если он предварительно сертифицирован, может установить на такой прицеп тормозные механизмы (ось с тормозами + механизм тормоза наката). Особенно это рекомендовано тем, для кого безопасность первична. Это примерно 50-100% к стоимости покупки, но при максимальной загрузке прицепа и в сложных дорожных условиях вы будете чувствовать себя гораздо комфортнее. Жизнь и амортизация автомобиля стоят дороже!
«О2» - разрешенная максимальная масса до 3500 кг. Все, что выше 750 кг и до 3500 кг, подпадает под эту категорию. Основным требованием к ней является обязательное наличие системы тормозов. Причем нет четких указаний и требований к принципу действия: инерционный (он же указывается в документах на автомобиль, выданных в РЕЭ ГИБДД, в сертификационных документах, выдаваемых производителю транспортного средства, тормоз наката), электрический (больше распространен в США), гидравлический, пневмо-.
Общая схема - на картинке:
В России в данной категории сертифицирована и устанавливается механическая (инерционная) система тормозов. Она хороша своей автономностью. При торможении автомобиля прицеп надавливает (накатывает) на сцепную головку ТСУ (фаркопа) и через сжатие пружины, посредством стальных тросиков, усилие передается на колодки ступиц колес. Часть прицепов (только б/у), приходящих из Европы и Америки, может быть оборудована гидравлическим или электрическим тормозным приводом.
«О3» – прицепы со снаряженной максимальной массой от 3500 кг до 10 тонн. Основное условие к этой категории: наличие гидравлической или пневматической системы тормозов + ABS (автоматическая система блокировки колес). Потребуется делать вывод и подсоединять к прицепу дополнительные соединения: электрические колодки, шланги на быстросъемных разъемах, устанавливать на двигатель компрессор (если его нет).
Ну и, наверное, самое главное. Существует много интерпретаций, с какой максимальной массой можно эксплуатировать прицеп. До сих пор между автовладельцами и сотрудниками ГИБДД идет непрекращающийся спор. Предлагаю использовать руководство по эксплуатации автомобиля, где описаны требования к буксируемому прицепу. Если там этих сведений нет, старайтесь, чтобы вес груженного прицепа не превышал массу автомобиля (снаряженную или «сухую»), и тогда всё будет хорошо. Ну а если перегрузили (такое иногда бывает), везите его с максимально безопасной скоростью для себя и остальных участников движения. И помните: если автомобиль – средство повышенной опасности, то автомобиль с прицепом - вдвое страшнее!
Запомните основные принципы управления автомобилем с прицепом:
• Не перегружать
• Соблюдать дистанцию
• Соблюдать скоростной режим для прицепов
• Не делать резких маневров
• ВСЕГДА! смотреть в зеркала!
Термины:
*Разрешенная максимальная масса (в свидетельстве о регистрации указана как «разрешенная max масса») – это масса максимально загруженного автомобиля, предусматриваемая производителем. Иногда ее называют допустимой полной массой. Лучше не выходить за границы данного показателя, если вы, конечно, хотите, чтобы ваш автомобиль прослужил очень долго. Повышенная нагрузка оказывает негативное воздействие на кузов, раму, детали подвески и, конечно же, эффективность управления.
Для запоминания, разрешенная максимальная масса - это когда:
• Заправлены все емкости (топливный бак, бачок омывателя, масло и жидкости по уровню)**
• Уложен инструмент**
• Размещен груз в багажнике**
• В салоне находится водитель с полным «комплектом» пассажиров**
Снаряженной массой (в свидетельстве о регистрации указана как «Масса без нагрузки») автомобиля называют массу машины со стандартным оборудованием, различными расходными материалами (масло, охлаждающая жидкость и тому подобное), но за вычетом массы пассажиров, водителя и багажа.
Сухая масса равняется снаряженной, но только без топлива, некоторого оборудования и расходных материалов. То есть это масса неснаряженного автомобиля без топлива.
**согласно Руководству по эксплуатации транспортного средства.
Автор: Виктор Геннадьевич Ворошиловъ ( +79534154747; v71@mail.ru).