Во время эпидемии коронавируса, когда кафе и рестораны массово закрываются, спасти свой маленький семейный бизнес — уже большая победа. У Миши и Даши Петровых, владельцев магазина подарков и кафе «Молодость», это получилось.
В новом выпуске «Маленького, но гордого бизнеса» рассказываем историю появления места, которое успели полюбить многие нижегородцы, ошибках молодых предпринимателей, стремительном переводе бизнеса в онлайн и особенностях доставки.
«Мы были плохими предпринимателями, нам просто хотелось, чтобы у нас был свой магазин»
История семейного бизнеса Петровых началась три года назад, когда ребята открыли интернет-магазин аксессуаров в социальной сети «ВКонтакте». Начинали с сувениров, украшений и аксессуаров, которые привозили из Южной Кореи и Китая. Вскоре ребята перешли на продукцию российских мастеров.
— Постепенно магазин перестраивался под спрос, и мы начали продавать хендмейнд из разных уголков России. Это важная идеологическая сторона, потому что мы поддерживаем российских производителей. Например, у нас есть дизайнер из Владимира, который изготавливает очень крутые сережки и кольца из металла и покрывает их серебром. Наше дело преследует благие цели, — отмечает предприниматель.
Открытие магазина для ребят было пробой пера, чтобы плавно перейти к общепиту.
— На самом деле из интернета мы перешли в офлайн, потому что были плохими предпринимателями, и нам просто хотелось, чтобы у нас был свой магазин, — смеется владелец «Молодости».
Первый магазин недолго поработал на площади Горького, вторая точка открылась на набережной Федоровского, где летнее кафе было совмещено с магазином, и проработала одно дождливое лето. После этого ребята встали перед выбором — закончить с этим и заняться чем-то другим, либо открывать настоящее «взрослое» кафе.
«Я не знал, на что нам открываться»
— Мы с женой строители по образованию и до того, как начали заниматься предпринимательской деятельностью, работали в крупной строительной компании. В институте я работал барменом, и это был весь опыт работы в общепите, — поделился Миша.
«Молодость» ребята открыли на ул. Октябрьской в конце 2017 года. За основу был выбран формат уютного семейного кафе.
— Я уже нашел помещение, накопил на оплату залога и аренды и начал делать ремонт. На это ушло около 200 тыс. рублей — все, что у нас было на тот момент. Если честно, я не знал, на что нам открываться, — говорит предприниматель.
Чтобы найти инвестора, Михаил провел около 40 переговоров, пока не нашел человека в Нижнем Новгороде, готового вложить 600 тыс. рублей.
— На открытие кафе у нас ушло 800 тысяч, из которых 600 тысяч были деньги инвестора. Если бы я сейчас открывал кафе, то потратил бы больше 1,5 млн рублей, чтобы купить сразу более дорогие и качественные вещи и долго не менять их, — считает он.
И повар, и бармен, и курьер
Опыт в строительстве помог разобраться самостоятельно с ремонтом, электрикой и сантехникой. Дизайн-проект для кафе разработала Даша, у которой за плечами были курсы по дизайну интерьера.
Каждый предмет интерьера в кафе — барная стойка, стулья, столы, декор и светильники — это хендмейд.
На момент открытия в штате было три человека, а на многих должностях работал сам Михаил: «Я очень долго был и официантом, и бариста, и поваром. Пока кафе не стало бизнесом, мы на этом не зарабатывали ничего».
За пару лет штат удалось увеличить до 12 человек, выйти на самоокупаемость и даже начать зарабатывать прибыль.
Меню тоже сформировалось не сразу. Миша вспоминает, что на первом этапе было много проб и ошибок на кухне. А потом случилось так, что все повара заболели, и ему пришлось стоять два дня у плиты.
— Это были жаркие деньки: дни рождения, мероприятия и т. д. Я бегал с телефоном, спрашивал у поваров, что и как они делают, что куда кладут. Дома я готовил редко, но, когда вышел из кафе после двух дней работы на кухне, понял, что мне понравилось, — рассказывает Миша.
После этого он стал общаться с шефами других заведений, смотреть видео мировых поваров и уже через пару месяцев предложил посетителям свое меню, акцент в котором был сделан на простых домашних блюдах и необычных сочетаниях привычных продуктов. «Например, у нас есть пицца с курицей и ананасами, которую мы сделали с соусом манго-карри и мятой. Все соусы мы делаем сами», — хвастается предприниматель.
Еще «Молодость» — единственное кафе в Нижнем Новгороде, где стали делать бейглы. В отличие от бургеров булочка для этого блюда перед запеканием отваривается в кипятке, и по вкусу напоминает бублик с кунжутом.
Магазину сувениров в кафе тоже нашлось место. До карантина посетители могли зависать там часами, разглядывая подвески и сережки.
«Если ты не считаешь каждую копейку, никакого заработка не будет»
Предприниматели долгое время смотрели на свой бизнес как на хобби, и результат был соответствующий. «Были пиковые хорошие времена, и столь же сильные падения. Например, когда я начинаю заниматься другим проектом или мы уходим в отпуск, мы уходим на дно, — смеется Миша. — Полгода назад я стал постепенно выстраивать все цифры и уходить из операционной деятельности».
Он также признается, что раньше вообще не интересовался учетом: «Это прям очень смешно, но реально думал, что я должен так офигенно делать, чтобы, не считая, я был просто доволен. Но это время не наступало: чем больше мы зарабатывали, тем больше тратили. Если ты не считаешь каждую копейку, то никогда никакого заработка не будет».
Еще одно запомнившееся происшествие случилось незадолго до открытия «Молодости». После него супруга Миши боится звука перфоратора.
— Мы вешали последние полочки, и тут я попадаю перфоратором в трубу отопления, которая зашита в стене. Здесь хлещет горячая ржавая вода и заливает все. Система отопления в этих старых районах перекрывается не в доме и даже не рядом, а на территории здания суда на Большой Покровской. То есть надо было бежать туда, просить охрану, чтобы пустили. А в это время тут все хлестало. В общем, это было очень жестко, но вспоминать весело. И моя жена до сих пор боится звука перфоратора, у нее эти воспоминания начинают воспроизводиться, — говорит Миша.
Организовали доставку за неделю
Расположение в центре Нижнего Новгорода еще не гарантировало бум посетителей, поэтому Петровы стали постепенно продвигать себя в соцсетях. Основной площадкой стал Instagram. Этот контакт с аудиторией помог им не потерять клиентов, когда началась пандемия. Ребята проводили конкурсы и устраивали розыгрыши в соцсетях, чтобы привлечь аудиторию.
В апреле 2020 года кафе «Молодость», как и другие заведения Нижнего Новгорода, закрылись для посетителей. Нужно было думать, как спасти бизнес и не растерять клиентов. Буквально за несколько дней ребята перевели бизнес в онлайн.
Миша признается, что доставку еды никогда не рассматривал, потому что ничто не сравнится со свежеприготовленным блюдом, которое быстро теряет вкусовые качества. Но пандемия заставила присмотреться к новому формату работы.
— Подключаться к агрегатору доставки мы не хотели, так как в «Молодости» довольно высокая себестоимость блюд из-за использования натуральных ингредиентов, чтобы отдавать процент агрегатору, пришлось бы сильно поднять цены, — отмечает Миша.
Поэтому владельцы «Молодости» пошли другим путем. За пару дней сделали сайт, который связали с внутренней учетной системой в кафе. Бесплатную платформу для него предложила компания Poster, услугами которой кафе пользовалось для ведения учета.
Потом подключили «Яндекс.Кассу», где уже были готовые модули для большинства CMS, чтобы встроить оплату на сайт без разработчика. «Яндекс.Касса» полностью подключается за три дня, и через пару дней ребята уже начали работу по доставке.
Для продвижения новой бизнес-концепции «Молодость» стала использовать свою страницу в Instagram, где было более 5 тысяч подписчиков.
— Мы каждый день придумываем игры и другие интерактивы, чтобы быть в инфополе наших подписчиков и постоянно напоминать о себе, проводим акции с блогерами и разыгрываем наборы для приготовления пиццы дома, — говорит Михаил.
Без прибыли, но с командой
После перевода бизнеса в онлайн, в «Молодости» появился курьер, и продажи стали расти. К началу мая кафе вышло на 15–20 заказов ежедневно. Изначально, больше всего нижегородцы заказывали недорогие комплексные обеды за 300–400 рублей, но в последнее время средний чек тоже стал расти.
— К недорогим заказам добавились покупки для семейного стола и блюда на компанию, стоимостью 1500–2000 рублей. 80% таких заказов клиенты оплачивают через сайт, — объясняет Миша.
Несмотря на оперативную перестройку и арендные каникулы, обороты «Молодости» просели.
— Если в докарантинный месяц оборот достигал 700 тыс. рублей, то в период пандемии удалось достичь лишь 20% от этой суммы. На эти деньги мы сохраняем команду — выплачиваем зарплату сотрудникам, — признает Миша.
О своей прибыли на время пришлось забыть. По словам Михаила, главное — сохранить клиентов, пусть и в онлайн-формате, чтобы было, для кого открываться после пандемии.
Как привлечь аудиторию?
Несмотря на сложную финансовую ситуацию, ребята стараются радовать своих клиентов в карантин подарками, которые они дарят вместе с заказом: «Нам важно не только доставлять качественную еду, но и дарить людям позитивные эмоции, поэтому и придумали отправлять с заказом разные сюрпризы для гостей — порцию хорошего чая, сладости, комплименты и пожелания».
За последнее время Михаил перепробовал разные способы стимулирования спроса, пока не нашел эффективные, которые, действительно, работают. Оказалось, что в карантин хорошо расходятся игры и конкурсы.
— Мы придумали с каждым заказом отправлять клиенту стикер в виде человечка, которому нужно помочь выжить во время пандемии. К нему нужно собрать пять наклеек, тоже на тему пандемии — в виде маски, гречки, туалетной бумаги, мыла и санитайзера. К каждому заказу прилагается одна наклейка. Когда человечек полностью «экипирован», клиент получает от нас ужин на двоих в подарок, — рассказал Миша.
Бизнес после пандемии
До карантина в кафе было 20 посадочных мест, возможно, придется пересмотреть их количество с окончанием эпидемии. Все зависит от требований, которые предъявят ресторанам.
— Точно будет меньше гостей в зале. За те месяцы, которые люди на самоизоляции, они сформировали привычку готовить дома и общепиту придется придумывать новые форматы, чтобы вернуть аудиторию в кафе, — полагает предприниматель.
Несмотря на это, владельцы кафе не отчаиваются и считают, что в любых условиях можно работать.
— Людям понравилась доставка готовых блюд, и готовка по рецептам из кафе дома, поэтому заведения будут работать над доставкой наборов для того, чтобы любимые блюда можно было бы легко приготовить дома, — говорит Миша.
По словам Михаила, в Нижнем Новгороде активная аудитория, которая любит ходить в кафе, небольшая, а после эпидемии сузится еще сильнее, поэтому надо будет думать, как вернуть клиентов в кафе. Возможно, летом всем захочется выйти на веранду и посидеть там с чашечкой кофе. Миша планирует этим летом открыть веранду на 15 посадочных мест.
В планах нижегородского предпринимателя развивать доставку блюд из кафе и продуктовых набор для приготовления и после открытия кафе для гостей. Уже сейчас некоторые заказы приходится возить в отдаленные районы города — там «Молодость» планирует открыть новые точки, работающие на заказ.