Вчера вечером, 20 января, люди в масках, представившиеся чеченскими полицейскими, ворвались в нижегородскую квартиру Верховного судьи Чечни в отставке Сайди Янгулбаева и забрали его жену Зарему Мусаеву. Перед этим они представили постановление о привозе на допрос по делу о мошенничестве. Как сообщают родственники, Мусаева — диабетик и может умереть по дороге из-за отсутствия лекарств.
- Кто такой Сайди Янгулбаев
- Как похищали Зарему Мусаеву
- Как отреагировала нижегородская полиция и ФСБ
- Как отреагировали нижегородские СК и прокуратура
- Что известно о похищенной Зареме Мусаевой на данный момент
- Что сказал Рамзан Кадыров
Кто такой Сайди Янгулбаев
Сайди Янгулбаев — Верховный судья Чечни в отставке. С 2017 года он вместе с женой проживает в Нижнем Новгороде. Является отцом Абубакара Янгулбаева, правозащитника из «Комитета против пыток», который в конце прошлого года сообщал об исчезновении в Чечне своих родственников. Перед Новым годом в его квартире прошел обыск, после чего его допрашивали. Как сообщил судья корреспонденту NN.RU, его родственников подозревают к причастности к оппозиционному чеченскому каналу 1DAT, в котором звучит критика Рамзана Кадырова.
Как похищали Зарему Мусаеву
Накануне похищения к дому Янгулбаевых в Нижнем Новгороде подъехало несколько машин с чеченскими номерами. Также в районе 18:00 к дому приехал наряд нижегородской патрульно-постовой службы с участковым Алексеем Кальсиным. По словам юриста «Комитета против пыток» Сергея Бабинца, Кальсин разговаривал с чеченскими силовиками перед «задержанием» Заремы Мусаевой. Они имели с собой постановление о приводе на допрос в город Грозный жены Янгулбаева в качестве свидетеля по делу о мошенничестве, возбужденному в 2019 году. Сама семья ничего о нём не знает.
Через полтора часа на пороге квартиры появился неизвестный мужчина в капюшоне, представившийся майором чеченской полиции Адамом Мадиговым. Сайди Янгулбаев представил свое удостоверение (по закону судьи в отставке сохраняют свой статус и гарантии неприкосновенности) и сообщил, что он свою супругу никуда не отпустит. После этого в квартиру ворвались семь-восемь чеченских силовиков, схватили женщину и потащили ее к двери.
— Они ее били и папу тоже били, так как мы хотели не давать им ее в руки. Я это всё видела. Нас загнали в комнату. Они стояли у двери и не давали нам выйти, — рассказала корреспонденту NN.RU дочь женщины Алия Янгулбаева.
Как отреагировала нижегородская полиция и ФСБ
Незадолго до того, как в квартиру ворвались неизвестные мужчин, представившиеся сотрудниками чеченской полиции, Янгулбаев звонил в нижегородское управление МВД и дежурную часть ФСБ. Как сообщил нам федеральный судья, он лично разговаривал с представителем службы безопасности и тот обещал помочь.
Однако на место полицейские прибыли только спустя несколько часов после того, как увезли Мусаеву. Как выяснилось из разговора с ними, заявки на вызов всё это время кто-то отменял в связи с якобы проводимыми в доме следственными мероприятиями. А когда журналист «Новой газеты» позвонила в дежурную часть ФСБ и сообщила о похищении жены федерального судьи, ей ответили, что «такого не может быть». Корреспонденту NN.RU в региональном УФСБ сообщили, что им известно о происшедшем. Но говорить о дальнейших своих действиях они не будут, так как это «внутреннее дело».
Также вечером была задержана юрист «Комитета против пыток» Людмила Кухнина.
— Одна из наших сотрудниц позвонила 02, объяснила ситуацию, и сотрудники приехали, но приехали к ней домой и доставили ее в Сормовский отдел полиции, где дает показания, по какой причине она вызвала сотрудников полиции, — рассказал юрист «Комитета против пыток» Олег Хабибрахманов.
Как отреагировали нижегородские СК и прокуратура
Юрист «Комитета против пыток» Сергей Бабинец и Наталья Добронравова после похищения опубликовали сообщение в телеграм-канале организации, что нижегородские Следственный комитет и прокуратура отказались принимать заявления.
— Ребята, вы показали, что в Нижегородской области можно похищать людей безнаказанно. К вам обратятся за помощью, и эту помощь не получат. Разубедите меня! — сказал Сергей Бабинец.
Что известно о похищенной Зареме Мусаевой на данный момент
Вечером 21 января появилось видео разговора задержанной в Нижнем Новгороде Заремы Мусаевой с чеченским омбудсменом. В нем женщина говорит, что полицейские не применяли к ней насилия и купили лекарство.
Кадры прокомментировал сын Заремы Абубакар. По его словам, женщина находится в тяжелом состоянии.
— Это сплошной ад. У меня нет слов. Я не верю, что такое может происходить в России. Я знаю свою мать, и сейчас на видео она в очень тяжелом состоянии и просто никакая, — передает слова правозащитника Комитет против пыток.
Что сказал Рамзан Кадыров
О ситуации высказался глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. Он заявил, что «эту семейку ждет место либо в тюрьме, либо под землей. Пока жив хоть один чеченец, свободно наслаждаясь жизнью, ходить члены этой семьи уже не смогут, настолько глубоко задета честь каждого представителя нашего народа».