Главный редактор NN.RU Анатолий Ефремов в своей колонке рассуждает о том, почему в Нижнем Новгороде подозреваемые в трех громких инцидентах оказались на свободе и сразу же засветились в новых криминальных новостях.
За месяц NN.RU написал минимум о трех резонансных происшествиях, зачинщики которых по неведомым мне обстоятельствам были сразу отпущены из полиции (а кто-то, возможно, вообще там не бывал). Это погром на Автозаводе, где женщина на Chevrolet ночью в угаре непонятного происхождения крушила машины и каталась по людям, а утром пошла бить окна в доме своего мужа. Это куролесье в Балахне, где местный житель напал на винный отдел в «Пятерочке», а потом помочился на чужую машину. Потом выяснилось, что эту же машину он пытался разбить незадолго до инцидента с магазином, но его задержали росгвардейцы — и вскоре отпустили. Наконец, это нападение на женщину в лифте на Мещере, подозреваемый в котором тоже был отпущен из полиции и после этого обокрал магазин.
Чтобы понять, что эти люди в их текущем состоянии представляют опасность для общества, не нужны ни проницательность Пуаро, ни дедукция Шерлока Холмса. Тем не менее «до выяснения обстоятельств» все они были отпущены из полиции. А в случае погрома на Автозаводе вообще непонятно, задерживал кто-то «шевролётчицу» или нет. Раз тем же утром она куражилась с топором в Канавино. В полиции нам про статус этих «героев» ничего не рассказывают. Ведется предварительное расследование, это всё.
Понятное дело, мы не знаем всех процессуальных тонкостей предварительного расследования. Мы поговорили об этом с бывшим опером угрозыска, он рассказал, что любая мера пресечения, связанная с ограничением свободы, должна быть доказана. То есть нужны веские аргументы в пользу того, что задержанный, находясь на свободе, может сбежать или повлиять на ход следствия. И, наверное, во всех трех случаях «фигуранты» никуда бы не побежали и не стали бы чинить препятствия правосудию. Но ведь есть такой момент, что они идут грабить и громить снова.
Я считаю, что профилактика преступлений — одна из важнейших функций правоохранительных органов. Разбитых окон в доме, разбитых бутылок в винном отделе, кражи в магазине можно было избежать, если бы задержанные утихомирились в ИВС. Прекрасно понимаю, что только в плохих боевиках 90-х возможна ситуация, когда преступника сразу бросают в камеру и он там сидит в ожидании суда. А суд случается так быстро, что еще остается хронометраж на драки, погони и любовную линию.
В нашей реальности путь задержанного до ареста — это гора бумажек, которые надо заполнить от руки, это долгие уговоры следователя, экспертизы, опрос очевидцев участковым, еще не дай бог как-то не по плану пошло задержание, и вот тебе жалоба на неправомерные действия. Но на другой чаше весов — новые преступления, которые совершают те, кого выпустили на свободу «до выяснения обстоятельств».
К тому же, мы видим, как оперативно ИВС и СИЗО заполняются участниками несанкционированных митингов, которым молниеносно выносят по 15 суток ареста. 15 суток для «шевролётчицы» или парня из Балахны — прекрасный срок для того, чтобы обдумать свою жизнь и дальнейшие действия. Или студент с плакатом — это более опасный для общества преступник, чем тот, кто нападает на женщин в лифте или осознанно ездит по другим людям на машине?
Вопрос-то даже не в том, почему таких людей отпускают, а в том, почему нельзя объяснить, на каком основании они остаются на свободе? Никогда не поверю, что полиция не в состоянии предугадать, куда отправится ухарь с Мещеры, когда выйдет из отдела. Явно не с цветами и извинениями к женщине, которой он сломал нос в лифте. Он, к слову, ранее уже был осужден за «преступление против чужой собственности» — разве это не является веским основанием для того, чтобы его арестовать после задержания?
Да, эти три происшествия, о которых здесь идет речь, — всего лишь верхушка айсберга, которая показалась на поверхности только благодаря тому, что очевидцы и участники происходящего стали писать об этом во все городские телеграм-каналы. Сколько подобных инцидентов происходит каждый день в огромном промышленном городе-миллионнике, вряд ли возможно сосчитать. Буйные соседи, избитые жены-дети-родители — всё это происшествия, на оформление которых у участкового уйдет больше времени, чем задержанные проведут в итоге в полиции.
И, по логике вещей, если уж призывать к тому, чтобы подозреваемых не отпускали раньше, чем они хотя бы протрезвеют, то не только по трем резонансным «эпизодам». Но вот какая штука: резонансные инциденты — они потому и резонансные, что про них узнает сразу весь город. И кто-то, глядя, как задержанные вскоре выходят из полиции, может воспринять это как в старом анекдоте: ух ты, а что, так можно было?
Согласны с автором?