Культура летопись Строили метро, атомную станцию и новые микрорайоны. Чем жил город Горький накануне перестройки

Строили метро, атомную станцию и новые микрорайоны. Чем жил город Горький накануне перестройки

Продолжаем публиковать редкие снимки нашего города

Как выглядел город Горький в конце 1970-х — начале 1980-х годов
Источник:

Горький в конце 1970-х — начале 1980-х годов оставался закрытым для иностранцев городом. Но жизнь в нём кипела: начиналось строительство метро, возводились новые микрорайоны… Публикуем очередную подборку раритетных фотографий нашего города прошлого века.

Нижневолжская набережная


Так выглядела Нижневолжская набережная в начале 1980-х годов. Речные круизы в то время были очень популярны и относительно доступны для населения, поэтому Волга и ее притоки были буквально заполнены теплоходами.

Теплоходы у пристани на Нижневолжской набережной, 1982–1989
Источник:

Улица Маяковского


Улица Рождественская носила в те годы имя Маяковского. В 1979 году известный краевед Л.Л. Трубе предложил сделать эту улицу пешеходной. В 1983–1985 годах был проведен капитальный ремонт дорожного полотна, фасадов зданий и трамвайных путей. 18 июля 1985 года в Нижегородском райисполкоме было решено закрыть улицу для автомобильного движения и сделать ее пешеходной, но план не был реализован до конца.

Улица Маяковского, 1983–1989
Источник:

Нижегородский кремль


К 1981 году Нижегородский кремль был по большей части отремонтирован и отреставрирован усилиями архитектора Святослава Агафонова и его команды. Восстановлены были все сохранившиеся стены и башни, за исключением Зачатьевской.

Кремлевский бульвар, 1983–1985
Источник:

Улица Свердлова


Большая Покровская, точнее, на тот момент улица Свердлова, в начале 1980-х еще оставалась проезжей улицей. Движение транспорта на ней было полностью прекращено в 1983 году, и улица Свердлова стала одной из первых полностью пешеходных улиц Советского Союза. Для сравнения: на Старом Арбате в Москве движение транспорта прекратилось на три года позже.

Улица Свердлова, 1975–1981
Источник:

Улица Звездинка


В конце 1970-х годов Звездинка еще оставалась в основном частным сектором, но на рубеже десятилетий уже началось строительство красных кирпичных девятиэтажек и десятиэтажек. Ну а сквер, растянувшийся вдоль всей улицы, появился еще в конце XIX века после засыпки оврага.

Улица Звездинка, 1977
Источник:

Улица Горького


Часть краснокирпичных многоэтажек на улице Горького была построена в течение 1970-х годов — те, что расположены напротив парка Кулибина. А вот территория ближе к площади Горького перестраивалась позднее, в 1980–1990-х, а до этого времени там также сохранялась малоэтажная деревянная застройка.

Улица Горького, 1979
Источник:

Площадь Свободы


Сейчас на площади Свободы возвышается 19-этажный дом, а до его строительства там долгое время был заброшенный пустырь. А вот в начале 1980-х это место выглядело вот так — весьма уютно. В двухэтажном магазине был магазин «Овощи-Фрукты».

Площадь Свободы, 1982
Источник:

Площадь Лядова


Сейчас уже даже сложно сообразить, с какой точки велась здесь съемка. А ведь еще лет десять назад вид в этом месте не так уж отличался от того, что на фото. Трамвай здесь торопится по улице Красносельской, а автобусы готовятся повернуть на улицу Свердлова.

Площадь Лядова, 1979–1980
Источник:

Поселок Кавказ


Поселок Кавказ появился на берегу Оки, на песках между Молитовкой и Кунавинской слободой, еще в середине XIX века. Объяснений такому названию есть целых два. Первое основано на легенде: якобы в старину здесь прятались разбойники, которые грабили (хапали) добычу (казу), и в память об этом жители назвали новый поселок Хапказ. А потом стали называть более привычным слуху словом Кавказ. По другой же версии, название родилось по причине удаленности от Канавина, тогдашнего центра Заречья: мол, житье там напоминало ссылку.

Поселок Кавказ, 1979
Источник:

Строительство метро «Ленинская»


Разработка проекта первой очереди Горьковского метрополитена началась в октябре 1973 года, а первые сваи в основание станции «Ленинская» были вбиты 17 декабря 1977 года. На месте начала строительства был установлен памятный знак — буква «М» в тоннеле. Проходка тоннелей от «Ленинской» началась в сентябре 1978 года. А торжественное открытие Горьковского метрополитена с шестью станциями — «Московской», «Чкаловской», «Ленинской», «Заречной», «Двигатель Революции» и «Пролетарской» — состоялось 20 ноября 1985 года.

Строительство первой очереди, 1980–1983
Источник:

Детская железная дорога


Горьковская детская железная дорога имени Горького была открыта еще в 1939 году — она является одной из старейших в стране. Возле Парка имени 1 Мая находится ее главная станция — «Родина».

Детская железная дорога, 1977
Источник:

Мещерское Озеро


Микрорайон Мещерское Озеро начали строить в 1977 году на месте бывшей Нижегородской ярмарки. Поскольку здесь всегда существовала угроза сезонных паводков, для возведения жилого массива были проведены масштабные подготовительные работы и оформление береговой линии, а также намыт пятиметровый слой песчаного грунта.

Подготовка территории под застройку, 1977
Источник:

«Детский мир»


В 1970-х годах в Главном ярмарочном доме открылся магазин «Детский мир». А на площади перед ним были установлены аттракционы.

Аттракционы перед «Детским миром», 1979
Источник:

Горьковская атомная станция теплоснабжения


Горьковскую атомную станцию теплоснабжения начали строить в 1982 году. Планировалось, что она будет снабжать теплом Щербинки и Верхние Печеры. Предполагалось строительство двух блоков, оснащенных реакторами тепловой мощностью 500 МВт каждый. К концу 1980-х годов готовность станции составляла 85%, однако из-за движений экоактивизма после аварии на Чернобыльской АЭС работы были прекращены, а теплоцентраль — законсервирована.

Горьковская АСТ, 1983–1989
Источник:

Соцгород-2


Микрорайон Соцгород в Нижнем Новгороде начинали строить еще в 1930-х годах — планировалось, что это будет настоящий «город-сад». Работы прервала война, они возобновились лишь в 1956 году. Изначально предполагалось построить Соцгород-2 в виде солнца с расходящимися лучами, центром которого должна была стать площадь Раевского, а лучами — улицы Строкина, Плотникова и Политбойцов. Однако жилья в районе катастрофически не хватало, поэтому многие планы по благоустройству так и не осуществились, а вместо площади появилась улица Раевского.

Улица Политбойцов, 1979
Источник:

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
29
Форумы
ТОП 5
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления