Образование Нижегородские учёные измерили уровень стресса от ЕГЭ по слюне школьников

Нижегородские учёные измерили уровень стресса от ЕГЭ по слюне школьников

Как выяснилось, уровень адреналина у заканчивающих 11-й класс выше, чем у студентов

По исследованию нижегородских учёных, школьники оказались менее стрессоустойчивыми, чем студенты

Экзамены — крайне стрессовая пора для всех учащихся. Но если студент, начиная со второго курса, становится человеком к нервам и дедлайнам уже привычным, то для школьников крупные экзамены пока в новинку. Нижегородские биохимики решили разобраться, насколько высок уровень стресса у тех, кто ещё только заканчивает своё среднее образование.

По мнению сотрудников НижГМА, экзаменационная ситуация является хотя и кратковременным, но очень сильным стресс-фактором, который может повлечь за собой весьма значительные изменения как эмоционального, так и физиологического характера. Как рассказал NN.RU пресс-секретарь Нижегородской медицинской академии Алексей Никонов, относятся школьники к такой мобилизации нервной системы по-разному.

— Стрессоустойчивость студентов во время сдачи экзаменов во многом зависит от типа темперамента. Так, меланхолики и особенно холерики отличаются нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также лабильностью вегетативной нервной системы, они легковозбудимы, чувствительны, тревожны, мнительны, — говорит медик.

Но вне зависимости от темперамента стрессовые ситуации абсолютно у всех способствуют активной выработке адреналина — в человеческом организме гормона значимого, но не однозначно полезного.

— С одной стороны, адреналин помогает адаптироваться организму к стрессу, готовит человека к выполнению интенсивной работы, перестраивая многие сложные процессы в организме. Однако при частом выбросе гормона в кровь могут возникнуть проблемы со здоровьем: нарушаются обменные процессы, повышается артериальное давление, что негативно сказывается на сердечно-сосудистой системе, могут развиваться заболевания почек, депрессивные состояния, есть риск развития хронических патологий, которые останутся на всю жизнь, — утверждает Никонов.

В ходе исследования учёные Приволжского медуниверситета определяли уровень стресса у студентов и школьников по концентрации адреналина в слюне. Анализы у школьников брали сначала перед началом уроков, а потом после написания сочинения. Слюну студентов собирали перед экзаменом по биологии и после него.

По информации медиков, существуют нормы для концентрации адреналина для учащихся во время занятий:

  • для школьников — 7,05–7,81 мкг/л;

  • для студентов — 5,53–11,08 мкг/л.

В итоге тесты показали, что у нижегородских школьников концентрация адреналина перед сочинением была немного ниже 6,40 мкг/л, зато после — 9,55 мкг/л, что превышает норму. У студентов всё немного иначе: из-за экзаменов они нервничали чуть сильнее школьников — 7,2 мкг/л перед ним и 10,69 мкг/л после, но для них эти значения в пределах нормы.

Отдельно медики отмечают, что у тех студентов и школьников, чья оценка была спорной (3 или 4 балла), концентрация адреналина в слюне была выше. Самый низкий уровень стресса наблюдался у тех, кто шёл на уверенную тройку. Кроме того, уровень гормона у девушек (как школьниц, так и студенток) был больше, чем у юношей.

Также опытным путём нижегородские учёные доказали, что оканчивающие школу юноши и девушки менее привычны к стрессу на экзаменах, чем студенты — их показатели были превышены, в то время как их старшие товарищи уже лучше подготовлены к нервирующим воздействиям.

С учётом того, что сегодня, 27 мая, начинается основной этап сдачи ЕГЭ, биохимики подготовили для школьников и студентов несколько советов о том, как справиться со стрессами во время экзаменов и сессий.

  1. По-возможности учащимся нужно избегать длительных стрессовых ситуаций, так как постоянно высокий уровень адреналина вреден для здоровья.

  2. Нужно уделить внимание состоянию здоровья: наладить режимы сна (спать не менее 8 часов) и питания, больше бывать на свежем воздухе и подходить с осторожностью к физическим нагрузкам, чтобы избежать перенапряжения.

  3. Во время активной подготовки к экзаменам требуется разумно подходить к интеллектуальному труду. Так, медики советуют учиться не более 8–9 часов в день, причём делать регулярные перерывы по 10–15 минут каждый час.

— Экзамен — это не самое главное в жизни, научитесь переживать его спокойнее, — утверждает Алексей Никонов.

Текст: Александр Токарев
Фото: Наталья Бурухина

Ещё больше интересного в наших каналах «Яндекс.Дзен» и «Яндекс.Районы». Подписывайтесь и оставайтесь в курсе всех самых громких новостей города!
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления