Образование Что на самом деле раздражает учеников и преподавателей на дистанте. Рассказывают нижегородцы

Что на самом деле раздражает учеников и преподавателей на дистанте. Рассказывают нижегородцы

Они говорят, что уровень тревожности у них увеличился

Редакция NN.RU разбирается с тем, как год дистанционного образования повлиял на учеников

Уже почти год большинство нижегородских (да и российских) школьников вынуждены обучаться в онлайн-формате. За это время прошло множество пикетов против онлайн-обучения, поскольку родители переживают за качество знаний, которое получают их дети. Однако сторонники подобной формы обучения есть не только среди детей, но и взрослых. Редакция NN.RU решила развеять все мифы о дистанте и самостоятельно приняла участие в одном из онлайн-уроков.

Мнение преподавателей


Денис Тихомиров отмечает, что уровень успеваемости у детей, которые не сдают экзамены, резко снизился

Учитель 5–11-х классов в школе № 123 Нижнего Новгорода Денис Тихомиров.

Преподает историю, право, обществознание, мировую художественную культуру и изобразительное искусство.

— Как вы относитесь к дистанционной форме обучения?

— Переход на дистанционную форму четко показал, что мы окончательно вступили в цифровую эпоху. С одной стороны, переход на дистанционку открыл новые возможности для образования, с другой стороны, он обнажил ряд проблем. Лично я больших надежд на дистанционное образование не возлагаю. На мой взгляд, дистанционное образование требует особой организации ребенка, студента, а это сделать очень трудно, даже организовать свое место рабочее трудно, начинаешь отвлекаться, и это приводит к быстрой усталости. Детям не хватает контроля, сейчас они начинают постепенно к этому привыкать.

— Повлиял ли дистант на успеваемость?

— Успеваемость не является маркером образования, сейчас, скорее, проблема в качестве знаний. Качество знаний в дистанционной форме в каких-то темах снижается, но при этом может расширяться кругозор, улучшаются поисковые навыки у детей.

Однако замечаю, что в 9–11-х классах повышается уровень тревожности у детей из-за экзаменов. Я был очень рад, что отменили обязательную сдачу ОГЭ по ряду предметов. При желании ученики могли сдавать ОГЭ, если им нужно куда-то поступать. Из-за высокого уровня тревожности детей приходится как-то успокаивать, снимать эту тревожность, готовить учеников в онлайн-формате. Приходится в связи с этим заниматься выстраиванием индивидуальных траекторий, это требует колоссальных усилий. Причем это не только у меня, наблюдаю такое у всех учителей.

Если брать детей других классов, которые экзамены не сдают, видно, что успеваемость понизилась. В основном это происходит из-за недостаточного внутреннего контроля. И в отношении них приходится выстраивать индивидуальные траектории. Времени требует очень много.

Дети понимают, что они столкнулись с обстоятельствами, которые никто не может изменить: ни учителя, ни они сами, ни родители. Все дети оказались в одинаковых в условиях. Кто как подготовится — не очень понятно. Контролировать процесс качества образования становится трудно.

— Помогает ли дистант интереснее доносить информацию?

— Школа, в которой я работаю, довольно хорошо оснащена — еще до дистанционного формата у учеников была возможность надеть очки 3D-реальности. Сейчас во многих школах что-то такое появляется.

— Сложно ли было перестроиться на новый формат?

— Я и мои коллеги быстро привыкаем к новым технологиям, новым реалиям. Приходится быстро переквалифицироваться. Сейчас рынок образовательных программ предлагает много услуг, программ. Мне приходится часто участвовать в различных образовательных конференциях, и очень часто они превращаются в рекламу какого-то такого сервиса. Школа, конечно, заинтересована в том, чтобы у них был самый новый, самый удобный продукт. В связи с этим может уйти качество знаний. Необходимо думать, уметь анализировать ситуацию, а сейчас дети всё чаще возлагают надежды на технику, просто ищут готовую информацию и забывают про творческую деятельность. Дети воспринимают, что будущее за технологиями, гонка за технологиями оттесняет мыслительную деятельность, всё сложнее заставить детей научиться мыслить.

— Сильно ли ухудшают технические сложности качество урока?

— Технических проблем очень много, на самом деле они не мешают качественно преподавать. Если педагог любит свое дело, то он сможет и на пальцах хорошо объяснить. Однако вся эта техническая сторона, когда часто не справляются сервера, кого-то может выбросить из конференции или не работает звук и так далее, сильно замедляет процесс обучения.

— Как вы относитесь к пикетам против дистанционного образования? Верите ли вы в элитаризацию знаний?

— Опасения общества об элитаризации общего образования напрасны, потому что в любом нормальном здоровом обществе есть доля доступного, общего образования, и есть интеллектуальная и творческая элита, которая занимает какой-то процент. Это не может быть 100% общества. Элитаризация образования неизбежна.

Что думают ученики


Валентина Лебедева

Ученица 6-го класса в лицее № 28 им. академика Королева

— В какой форме ты сейчас обучаешься?

— Мы сейчас на дистанте. В первой четверти учились в школе, а потом снова вернулись на дистанционку.

— Какое твое отношение к онлайн-формату?

— Это неудобно. Особенно мне, так как мы еще и на второй смене (с 14:00 и до вечера). Утром я учу уроки, а потом у меня школа. Весь день приходится сидеть перед компьютером. И вообще в школе интереснее учиться — там друзья. Еще неудобно то, что приходится регистрироваться в разных программах и все их осваивать. Сначала у нас был Zoom, теперь перешли в Teams, еще и электронный дневник изменился, и сейчас ничего не понятно. Расписание разное, ты никогда не знаешь во сколько у тебя урок. Учителя это сваливают на то, что у программы стоит зимнее время, и на разных устройствах в итоге отображается разное время. Из-за этого много уроков ставится в одно время, а потом оказывается, что они были в совершенно разное время. Еще очень часто учителя говорят, что не нужно отправлять домашнее задание, а потом ставят плохие оценки за ее отсутствие. Часто непонятно куда отправлять домашку, иногда нужно на почту, иногда в Teams, иногда вообще в Viber. Еще иногда у учителей тормозит интернет или интерактивная доска не работает, а потом преподаватели требуют эти записи.

— Часто ли возникает желание «сжульничать» на уроках или просто проспать его?

— Очень хочется ничего не делать или халявить по полной. Если ты ничего не знаешь — можно найти ответ в интернете, либо, если не хочешь отвечать, то можешь сослаться на неполадки. Мои одноклассники начали часто отключать преподавателям микрофон или использовать звук заеданий из TikTok.

— Какую форму ты бы выбрала в итоге, если бы все недостатки онлайн-программ исправились?

— Офлайн. В школе ты видишься с друзьями, ходишь, а так — ты весь день сидишь дома, даже лень выходить без причины на улицу, а это надо. Teams — хорошая платформа, но учителям надо настроить время, потому что нам самим приходится просчитывать, у кого из преподавателей какое время будет.

Онлайн-урок


Урок в Zoom по праву у 10-го класса в школе № 11

Редакция NN.RU решила самостоятельно посмотреть, как проходит онлайн-урок и на основе предыдущих комментариев разобрать основные моменты.

Учитель школы № 11 Ольга Шароградская согласилась провести урок по праву в присутствии журналиста. Занятие проходило с учениками 10-х классов в онлайн-формате в Zoom.

Возможно, урок был не совсем обычным, а показательным, но корреспондент NN.RU пришел к выводу, что занятие в онлайн-формате не сильно отличалось от обычного урока в школе. За одним исключением — детям разрешалось пользоваться телефонами и играть в онлайн-игры. Более того, это было обязательным условием, а игры посвящены темам, которые разобрали на уроке.

Сам урок условно можно разделить на несколько частей: теория, которую дал преподаватель, опрос учеников и закрепление в виде интерактивного и игрового теста на запоминание.

Теория давалась в обычном формате через демонстрацию экрана преподавателя. Все ученики сидели с включенными камерами, чтобы можно было видеть насколько внимательно каждый их них слушает преподавателя.

После небольшой лекции началась проверка усвоенных знаний. На слайде преподаватель дал возможность ученикам заполнять пустые графы одновременно, при этом педагог видела, кто из учеников какие графы заполняет и насколько быстро, ну а далее все дружно переместились в иное онлайн-пространство — «Кахут» (сервис для создания и выполнения онлайн-игр). Когда все ученики подключились, началась викторина. В ней давалось 20 секунд на выбор правильного ответа, а после было видно — кто что и за какое время успел ответить. После игры преподаватель подвел небольшой итог и дал домашнее задание.

Недостатки, отмеченные NN.RU


Технические неполадки всё еще бывают. При включении демонстрации экрана система иногда может «выкинуть» преподавателя. Иногда присутствуют проблемы со звуком или со связью.

Что интересного?

Ученики закрепляют пройденый материал в игровой форме

Интерактивные игры на проверку знаний, которые можно пройти с любого устройства. Опрос проходит точно в таком же формате, программа позволяет виртуально поднимать руку. Выполнение заданий на демонстрации экрана с отображением.

Оценить последствия дистанционной формы обучения, к которой мир был еще не готов, можно будет только через несколько десятков лет, когда ученики школ начнут выходить на работу и сменять старшее поколение.

Эпидемиологическая обстановка пока не позволяет вернуться всем к привычному образу жизни. Роспотребнадзор заявляет, что ограничения могут снять к маю 2021 года, когда вакцинация будет доступна большинству жителей. Напомним, что до февраля 2021 года для нижегородских медработников, учителей и волонтеров действует онлайн-запись на вакцинацию от коронавирусной инфекции.

Напомним, ранее мы писали, что автор учебников по математике Сергей Тынянкин считает, что хорошее образование в России доступно только богатым, потому что стране нужно не больше 1% образованных людей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления