Позавчера родители в Арзамасе обнаружили тело своей дочери. В предсмертной записке она сообщила, что свела счеты с жизнью из-за того, что «не смогла закончить четверть на одни пятерки». Нижегородский уполномоченный по правам ребенка Маргарита Ушакова поделилась своим мнением о трагедии на своей странице во «ВКонтакте». Публикуем текст автора без сокращений.
— В четверг утром стало известно, что накануне в Арзамасе 11-летняя девочка свела счеты с жизнью.
Ребенок оставил предсмертную записку… Даже писать эти слова страшно, а осознать, что девочка решила добровольно умереть, просто невозможно.
По одной из версий, она не смогла закончить четверть на все пятерки и это послужило причиной суицида.
Не первый случай, когда успеваемость в школе становится причиной такого страшного поступка. Не первый случай даже в Арзамасе. Как такое произошло?
Следователи наверняка опросили и родителей, и учителей, и сверстников… Но в голове всё равно не укладывается, как оценки в школе могут перевесить ценность самой жизни!
Да, есть гиперответственные дети, но по большей части наши школьники ориентируются на то, что говорят им учителя и родители.
И, если в школе и дома постоянно твердят о том, что нельзя не сдать экзамены, что получить двойку равносильно концу света, что троечники не смогут в будущем устроиться на престижную работу, конечно, ребенок будет зациклен только на оценках.
За двойки учителя вызывают родителей, родители дома устраивают разнос и придумывают изощренные наказания… Ребенок не стремится получать знания, он стремится получать сносные оценки, за которые «не влетит» от мамы и папы.
Слышала, что особенно жестко дело обстоит в 9-х и 11-х классах. И педагоги слишком близко к сердцу принимают угрозу низкого балла выпускников на ОГЭ и ЕГЭ, и детям внушают ужас перед самим процессом сдачи экзамена и его результатом, с самого сентября твердя, что, мол, не сдашь экзамены, не получишь аттестат, кому ты такой будешь нужен!
Прошу взрослых задуматься, кого мы хотим вырастить: запуганных вечным давлением людей, которые знают, что «шаг вправо и шаг влево — провокация, а прыжок на месте — попытка улететь», или психически здоровое поколение.
Очень серьезная тема. Я ни в коем случае не призываю относиться к учебе детей спустя рукава, но прошу обеспечить и контроль, и назидания таким образом, чтобы это не отражалось негативно на еще не зрелой психике ребенка.
Разве вы перестанете любить ваших сыновей и дочек, если они получат не ту оценку? Конечно, нет!
Поэтому, очевидно, стоит быть толерантнее и спокойнее в вопросах учебы детей. Дети воспринимают мир несколько по-другому, чем взрослые, более тонко и остро.
Помните об этом, прошу вас.
Согласны с автором?