На фоне напряженной международной обстановки умение выстраивать отношения со странами, находящимися в списке стратегически важных для России партнеров, становится особенно ценным и востребованным. Африка, Латинская Америка, Дальний и Ближний Восток, страны СНГ — та часть мира, на которую наша страна опирается в своем развитии и вопросах безопасности.
Дипломатические и торговые отношения, вопросы миграционной политики — спрос на специалистов в этой сфере растет, тем более на специалистов со знанием иностранных языков. В Нижнем Новгороде есть свой «маленький МГИМО», кузница «международников» и переводчиков, призванных стать лидерами нового мира — Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова. О том, как вуз работает с иностранными студентами и что предлагает абитуриентам в целом — в интервью NN.RU с ректором университета, профессором, доктором филологических наук Жанной Никоновой.
— Жанна Викторовна, иностранных студентов в НГЛУ становится больше?
— По сравнению с 2019 годом их контингент вырос более чем в пять раз. У нас обучаются студенты из 130 стран мира. На сегодняшний день в основном акцент делается на странах БРИКС (межгосударственное объединение, союз девяти государств: Бразилии, России, Индии, КНР, Южной Африки, ОАЭ, Ирана, Египта и Эфиопии), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества, в которую входят Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, Индия, Пакистан, Иран, Белоруссия), ожидается очень много студентов из Китая в этом сезоне. И в НГЛУ им. Н. А. Добролюбова по-прежнему 13% преподавательского состава — это иностранные коллеги, носители языка, которые стоят в центре экосистемы его преподавания.
— А с чем связан наплыв китайских студентов именно в этом году?
— В последнее время мы максимально расширили наше взаимодействие с Китаем и стали одним из немногих университетов России, которые вошли в альянс вузов языкового образования России и Китая. И благодаря альянсу интенсивность взаимодействия с КНР сильно возросла — и по линии науки, и по линии образования. Во взаимодействии с Китаем нас интересует всё: внешнеэкономическая деятельность, преподавание китайского языка для русских студентов и слушателей курсов, преподавание русского языка для китайцев. И даже социальный аспект: китайскую сторону очень заинтересовали такие программы как «журналистика» и «PR и связи с общественностью» — они хотят у нас их изучать.
В новом учебном году мы ожидаем 200 китайских студентов в основных образовательных программах, это уже небольшой китайский городок внутри университета. Наверное, впервые так будет преобладать одна национальность среди иностранного контингента наших студентов.
— В состав НГЛУ входит такая уникальная структура, как «Институт Конфуция НГЛУ», на базе которого выдают диплом международного образца по китайскому языку. Не ошибусь, предположив, что это подразделение тоже расширяется?
— В этом году в Институте Конфуция будут уже 18 преподавателей — носителей языка (это вдвое больше, чем пару лет назад). Конечно, это связано с тем, что все больше абитуриентов выбирают направления подготовки, на которых преподается китайский язык, и всё больше желающих изучать китайский язык на наших курсах.
Институт Конфуция — это отдельная территория в нашем университете. Здесь проходит много культурных мероприятий: чаепития, конкурсы, просто мастер-классы. Это большое удовольствие — прийти и погрузиться в китайскую культуру, которая очень-очень сильно отличается от нашей, но очень интересна для всех российских граждан.
— А что помогает увеличению количества студентов из стран СНГ?
— Тесное взаимодействие Нижегородского государственного лингвистического университета имени Добролюбова с университетами этих стран, а также с Русскими домами в бывших союзных республиках. Именно с помощью Русских домов в странах СНГ мы организуем мероприятия, которые позволяют привлечь большое количество талантливых студентов. В этом году мы по традиции провели и Русский диктант для соотечественников, живущих за рубежом, и Русский диктант для иностранцев. Организовали совместно с Русскими домами различные литературные конкурсы, конкурсы по русскому языку как иностранному, олимпиады — все эти мероприятия позволили нам отобрать лучших из лучших среди иностранных абитуриентов и привлечь их для поступления в наш университет на основные образовательные программы.
Огромную роль в привлечении иностранного контингента играет Центр языков стран СНГ — уникальная для российского высшего образования структура. Центр способствует тесному взаимодействию между нашим университетом и университетами и образовательными организациями в других странах. Благодаря ему у нас сейчас очень тесные связи с Узбекистаном.
Также немалое влияние на процесс привлечения иностранных студентов оказывает Ассоциация иностранных выпускников вузов России — в ней немало тех, кто получил дипломы в НГЛУ им. Н. А. Добролюбова. И недавно они вновь собрались в нашем университете — не только для того, чтобы вспомнить свое счастливое и интересное студенчество, но и с тем, чтобы наметить линии дальнейшего взаимодействия с университетом — таким образом мы и укрепляем вот этот мостик дружбы между Узбекистаном и Россией. Точно таким же образом мы наращиваем сотрудничество с Туркменией, с Казахстаном.
Напомню, что на базе НГЛУ им. Н. А. Добролюбова был открыт первый в России хаб Молодежной платформы стран Шанхайской организации сотрудничества SCOLAR Network — платформы, объединяющей молодых лидеров из стран ШОС с целью усилить международные связи, стимулировать диалог и способствовать региональному развитию. И сейчас мы работаем над тем, чтобы открыть такую же молодежную площадку БРИКС на площадке нашего университета.
Также иностранную молодежь привлекают не только научно-образовательные мероприятия иняза, но и те интернациональные мероприятия, которые наш вуз реализует по линии молодежной политики — совместные форумы, творческие фестивали и конкурсы.
Всё это создает основу для того, чтобы молодые люди из разных стран интенсивно общались между собой, как это было во времена СССР, развеивали для себя разные стереотипы о странах ближнего и дальнего зарубежья и становились лидерами движения сближения народов, укрепляя таким образом имидж России за рубежом и укрепляя наши границы.
— А иностранные граждане могут поступить в НГЛУ на бюджетное место?
— Благодаря нашему тесному сотрудничеству с Русскими домами и федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств «Россотрудничество» у нас сейчас активно поступают на бюджетные места по квотам программы бакалавриата, магистратуры, аспирантуры абитуриенты из-за рубежа. Мы этому очень рады.
Также есть целевое обучение иностранных студентов — в прошлом году их процент составлял 14%.
— Как учеба в НГЛУ влияет на образ мыслей иностранных студентов?
— Влияет непосредственно! Вы знаете, мы замечали, что иностранные студенты, обучающиеся в НГЛУ, становятся не менее горячими патриотами России, чем наши ребята. В процессе обучения русскому языку происходит глубокое погружение в языковую культуру, и это не может не оказывать интерференцию, то есть воздействие на сознание. И сознание обучающегося ассимилирует в себя основы культуры, языка, и человек становится другим. Поэтому все иностранцы, которые у нас изучают русский язык, тоже становятся наполовину русскими: им не чужды наши ценности, они так же смотрят на мир.
Тем более, НГЛУ им. Н. А. Добролюбова — компактный, бутиковый вуз. Идет тесная связка преподаватель — студент, потому что у нас нет больших групп, обучение практически индивидуальное — а иначе язык и не выучить. Это всё впоследствии очень сильно меняет человека.
Иностранного выпускника нашего университета всегда можно отличить — он является горячим патриотом России и хорошо и глубоко знает русский язык.
— Как развивается подготовительный факультет НГЛУ, выполняет ли свои задачи?
— В этом году Подготовительный факультет НГЛУ им. Н. А. Добролюбова выпустил 166 человек — большая часть из них ушла в Медицинский университет, потому что профиль был медицинский, какая-то часть пополнила Сельхозакадемию и немножко ушли в инженеры. И 20% из выпускников подфака пополнили основные образовательные программы нашего университета.
Наш подфак по-прежнему играет роль кузницы абитуриентов для всех вузов Нижегородского региона, а также Москвы и Санкт-Петербурга. По окончании подфака все иностранцы достаточно владеют русским языком, чтобы обучаться в вузах России. Напоминаю, что нашей особенностью является методика преподавания русского языка как иностранного через язык-посредник.
То есть студенты из стран арабских, например, начинают у нас изучать русский язык через арабский, англоязычные — через английский, франкоязычные — через французский и так далее. Это облегчает понимание, дает возможность очень быстро продвинуться в основах, потому что по методике преподавания иностранных языков основы должен закладывать человек, который говорит с тобой на одном языке.
В новом учебном году ожидается большая группа из тридцати человек из Турции, которые будут изучать у нас русский язык как иностранный для поступления в НГЛУ и другие вузы Российской Федерации. То есть подфак выполняет свою стратегическую работу.
— Жанна Викторовна, НГЛУ проводит большую работу и со взрослым поколением иностранных граждан, которые приезжают в Нижегородский регион на заработки…
— Да, в нашем университете очень много дополнительных образовательных программ или курсов повышения квалификации, курсов переподготовки, которые помогают людям, не обучающимся в университете, получить то образование, которое им нужно. И у нас давно уже реализуются курсы русского языка как неродного.
Взрослые иностранные граждане, как правило трудовые мигранты, живут в языковой среде, но языка не знают, и им нужно помочь эту языковую среду в себя пустить, впитать и стать ее частью.
И, конечно, у нас также есть курсы русского языка как иностранного, которые востребованы у тех, кто живет за рубежом, но всё-таки хочет изучать русский язык. Это совершенно разные методики, совершенно разные образовательные программы, но в любом случае результатом становится освоение русского языка, его семантического пространства — прежде всего, смыслов русского языка и многочисленных технологий коммуникации.
— Какие изменения ждут вуз в новом учебном году 2024–2025, появятся ли новые образовательные программы?
— Базу образовательных программ мы перестраиваем и совершенствуем. Теперь у нас шесть англоязычных программ! Программы магистратуры по направлениям: «лингвистика», «международный менеджмент», «внешнеэкономическая деятельность».
Англоязычная программа по лингвистике пользуется очень большим спросом, оттуда выходят специалисты высочайшего класса, поскольку наши преподаватели не дают возможности говорить на занятиях по-русски вообще. И в первый год у наших студентов происходит настоящий переворот сознания, поскольку они попадают в англоязычную среду, которая их не отпускает целый учебный день. И задания им дают на английском — а их тоже нужно правильно понять. Мы гордимся нашим преподавательским составом, который дает лингвистические знания на уровне носителей языка.
Одно из новых направлений подготовки в магистратуре в Высшей школе перевода НГЛУ им. Н. А. Добролюбова — «синхронный перевод на международных мероприятиях». Здесь изучаются три иностранных языка (английский как первый), очная форма обучения — шесть бюджетных мест есть на этой магистратуре. Достаточно лояльные вступительные испытания для будущих магистрантов, поэтому надеемся, что синхронистов на рынке труда у нас прибавится.
Впервые мы открываем в Высшей школе перевода на вечерней форме обучения в рамках направления подготовки «педагогическое образование» программу «организация многоязычного и переводческого образования», то есть мы будем готовить педагогов для переводчиков. Это очень сложная программа, поскольку студенты сами сначала должны стать переводчиками, а потом еще овладеть основами педагогики в этом направлении. Здесь также изучают три иностранных языка, первый — английский. Выделено пятнадцать бюджетных мест — это достаточно много.
Программу «IT-лингвистика» мы утяжелили дополнительным аспектом — «перевод», и здесь десять бюджетных мест.
Программы, которые я назвала, — все магистерские, мы предлагаем повысить свою квалификацию всем тем, кто закончил бакалавриат в этом году.
Продолжает набор Институт дистанционного обучения — это программа бакалавриата онлайн-магистратуры, для тех, кто не может по каким-то причинам учиться в вузе. При дистанционном обучении в НГЛУ качество не теряется, остается таким же, как и на очном обучении. Мы уже сделали несколько выпусков в институте дистанционного обучения, и все выпускники говорят, что не пожалели о поступлении на эти программы. У них была возможность работать, учиться, ухаживать за близкими, у некоторых дети, и при этом доступ к качественному высшему образованию.
Программы по подготовке специалистов в области журналистики, PR и связей с общественностью у нас продолжаются, в них мы добавили третий иностранный язык в обязательном порядке, поэтому специалисты, которые выйдут на рынки труда, будут мультиязычные и будут обладать несколько другими компетенциями, чем те, кто изучает журналистику и PR в других вузах.
В этом году мы первые в регионе открыли направление подготовки «африканистика», и сейчас единственный нижегородский вуз, который ведет подготовку по этому направлению. У нас в программах дополнительного образования уже давно преподается язык суахили, установлены тесные международные отношения с этим континентом, у педагогов глубокое знание истории африканского континента, ментальности народа — всё это будет входить в это направление подготовки.
— Как гуманитарная наука представлена в университете на сегодняшний день?
— Научная инфраструктура вуза, которая сейчас состоит из десяти научных лабораторий, — достаточная для нашего университета, чтобы говорить о том, что основа для устойчивого развития науки у нас создана.
Мы в третий раз подтвердили статус Федеральной инновационной площадки по трем программам. Их результаты активно внедряются в образовательный процесс и в молодежную политику.
В этом году у нас есть Государственное задание на развитие лингвистических фундаментальных исследований в международной междисциплинарной научно-исследовательской лаборатории «Изучение мировых и региональных социально-политических процессов». В этой лаборатории, кстати, работают уникальные эксперты, в том числе единственный специалист в стране по поиску в текстах смыслов, размывающих основы духовности и нравственности.
Такие эксклюзивные ученые есть в каждой Высшей школе и Институте, входящих в состав Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. Закономерно, что и в 2024 году университет вошел в топ-100 лучших университетов престижного рейтинга Forbes. Мы в нем наряду с огромными федеральными университетами, и это говорит о том, что уровень качества образования у нас очень высокий, мы по-прежнему держим эту планку и стараемся всё сделать для того, чтобы принципы и традиции нашей научно-образовательной школы развивались и продолжались.
— Где можно встретить выпускников НГЛУ им. Н. А. Добролюбова?
— Наших выпускников можно встретить вообще везде. Ни один выпускник не остается нетрудоустроенным, это факт. За исключением тех, кто идет дальше учиться, и тех, кто идет реализовывать демографическую задачу.
Но если проследить по сферам, то, конечно же, наши выпускники — это учителя иностранных языков, переводчики, специалисты в области международных отношений в разных коммерческих фирмах и государственных учреждениях, это управленцы (наших выпускников можно встретить в числе директоров различных фирм, департаментов в органах власти), везде, где востребованы иностранные языки.
Наши выпускники сейчас работают в торговом представительстве России в Дании, в компании KNAUF, в IT-департаменте РЖД в Москве, в лингвистическом департаменте Министерства иностранных дел России, в лингвистической службе президента Российской Федерации, в переводческой русской службе в ООН, во многих посольствах, представительствах «Россотрудничества», различных организациях за рубежом, ну и, конечно, в бурно развивающейся сейчас туриндустрии.