Термин «фриганизм» появился в середине 90-х годов. Это целая философия людей, которые по идейным соображениям добывают питание и вещи на помойках. Мы пообщались со старейшим представителем этого движения в Нижнем Новгороде. Знакомьтесь: Гоблин Нижегородский (не пугайтесь, это псевдоним). Путешественник, неформал, фриган.
— Как всё началось?
— Пришел к этому давно, больше 15 лет назад. Началось с того, что я посмотрел передачу, как на помойках в Москве выбрасывают очень много всякого. Помойки — это золотое дно, там есть всё: одежда, продукты. Единственное, что я покупаю, — штаны, потому что нет моего размера.
— Какая экономия?
— Экономия по продуктам практически 98%. Я покупаю мясо, консервы, мороженое и блинчики из «Ашана». Всё остальное можно найти.
— Отравления у тебя за это время были?
— Нет, не было. Потому что плохой продукт видно сразу: он либо с плесенью, либо кислый на вкус. Если продукт «поплыл», его можно обработать — пережарить, переварить.
— Что можно реанимировать, а с чем лучше не экспериментировать?
— Реанимировать можно практически всё, что угодно. Конечно, если продукт сильно подпорчен, то реанимировать его не стоит.
— То есть на помойке можно прокормиться?
— 100%. Вопрос не в том, чтобы прокормиться, вопрос в том, чтобы хорошо кушать.
— Что самое необычное, из того что ты находил?
— Нашел ящик икры, 33 банки, просроченной всего на один месяц. Последнюю банку мы доели три года спустя. Красная икра портится так: если банка не вздутая, то икра просто начинает высыхать. Чтобы ее немного реанимировать, достаточно добавить подсолнечного масла и немного размешать. Тогда икра снова принимает нормальный вид.
— Где ты это находишь? Это помойки за магазинами или что?
— Да, в основном за магазинами. Но бывают уникальные случаи. Например, я шел по Медицинской, заглянул в мусорный бачок, а там лежали батоны колбасы и дорогущая нарезка. Возможно, выкинули из какого-нибудь небольшого магазинчика. Бывает, что богатые люди, особенно после Нового года, выбрасывают просто потому, что они богатые. Или с корпоративов, потому что люди на корпоративах понтовые, им западло что-то забирать обратно, им проще выбросить. Я в этом году уже находил конфеты, пиццу, зефир, торт, сыр…
— Сколько вылазок ты делаешь в среднем?
— Я хожу практически каждый день. Собираю металл и всё, что можно сдать. Это моя работа.
— Это приносит денежный доход?
— Да. Продукты у меня бесплатные, а деньги я откладываю на лето, на путешествия.
— Куда ты ездишь?
— Я был пока в семи странах: Украина, Монголия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Армения, Грузия. В двух последних странах фриганил на рынках. Ездил автостопом, посетив при этом Чечню и район Минвод.
— Когда люди узнают о твоем образе жизни, как они реагируют?
— Есть люди нормальные, которым всё равно. Есть те, которые приходят к нам в гости и стремаются есть нашу еду. Это их проблемы.
— Любимая женщина поддерживает?
— Да. Но я очень тяжело ее приобщал. Один раз мы стояли около мусорного ящика, вокруг было много народа. Я попросил ее помочь достать продукты, она застеснялась. Я достал оттуда 18 прекрасных салатов, и когда мы пришли домой, я ей не дал их. Сказал: «Раз ты стесняешься доставать продукты, значит ты не будешь их есть». Она обиделась, но больше так не делала.
— А какие-то приличные вещи для быта выкидывают? Что-то для дома? Стиральные порошки?
— Да, порошки бывают, но редко. Мыла у нас полно, уже класть некуда. Шампуней много.
— Часто люди выбрасывают хорошие вещи?
— Слишком часто. Сейчас люди перестали ценить вещи. Стоит им чуть-чуть сломаться — их выкидывают вместо того, чтобы ремонтировать. Например, компьютерный стул сломался — его выкидывают, но это же трансформер — из 2–3 собирается один спокойно.
— Фриганство — для кого оно? Для «свободного художника» или любого человека? Это же требует времени.
— В принципе, фриганство — для любого человека. Но всё требует времени. Особенно, если ты не знаешь точно, где происходит выброс продуктов и в какое время Х. Главное, что для тебя там всегда есть что-то вкусное.
Также читайте историю парня из Нижнего Новгорода, который пошёл на смелый эксперимент и всегда говорит «да».