На волне сумасшедшего спроса на автомобили иностранного производства, когда ежегодный рост их продаж на 80–100% считался нормой, нижегородские дилеры по продажам иномарок, производители автокомпонентов и эксперты предрекали, что российский автопром к 2010 г. «ляжет». Подобные прогнозы основывались на том, что иностранные сборочные предприятия уже готовы были уничтожить главное конкурентное преимуще¬ство российских автомобилей — низкую стоимость и недорогое обслуживание. Целевая аудитория Волжского автозавода получила альтернативу: купить автомобиль Lada сейчас или немного (50–100 тыс. руб.) подкопить на иномарку. По цене никакой альтернативы не было только по «классике». Логично, что на протяжении нескольких лет ВАЗ-2105(07), стоимость которых сейчас не превышает 150 тыс. руб., остается лидером продаж. В 2008 г. дилеры ВАЗа продали более 168 тыс. таких машин.
• Как ГАЗ допустил технический дефолт? • Что будет с проектом Volga Siber? • Как изменится спрос на российские автомобили? • На сколько сократились объемы производства у отечественных автопроизводителей в начале 2009 г.? • Как проблемы автозаводов отразились на производителях автокомпонентов? Горьковский автомобильный завод, львиную долю прибыли получающий от продажи легких коммерческих грузовиков, столк¬нулся с конкуренцией, пришедшей с Востока. Корейские, а главное китайские производители в последние годы только увеличивали объемы продаж на территории России. Вероятно, постепенное поглощение иностранными предприятиями российского автопрома продолжилось бы и завершилось уже маячившим на горизонте вступлением в ВТО, если бы не финансовый кризис 2008-го. Новые экономические условия заставили федеральные и региональные власти наконец-то обратить внимание на проблемы отечественного автопрома. Как говорится, гром грянул.Наволне сумасшедшего спроса на автомобили иностранного производства, когда ежегодный рост их продаж на 80–100% считался нормой, нижегородские дилеры по продажам иномарок, производители автокомпонентов и эксперты предрекали, что российский автопром к 2010 г. «ляжет». Подобные прогнозы основывались на том, что иностранные сборочные предприятия уже готовы были уничтожить главное конкурентное преимуще¬ство российских автомобилей — низкую стоимость и недорогое обслуживание. Целевая аудитория Волжского автозавода получила альтернативу: купить автомобиль Lada сейчас или немного (50–100 тыс. руб.) подкопить на иномарку. По цене никакой альтернативы не было только по «классике». Логично, что на протяжении нескольких лет ВАЗ-2105(07), стоимость которых сейчас не превышает 150 тыс. руб., остается лидером продаж. В 2008 г. дилеры ВАЗа продали более 168 тыс. таких машин. Горьковский автомобильный завод, львиную долю прибыли получающий от продажи легких коммерческих грузовиков, столк¬нулся с конкуренцией, пришедшей с Востока. Корейские, а главное китайские производители в последние годы только увеличивали объемы продаж на территории России. Вероятно, постепенное поглощение иностранными предприятиями российского автопрома продолжилось бы и завершилось уже маячившим на горизонте вступлением в ВТО, если бы не финансовый кризис 2008-го. Новые экономические условия заставили федеральные и региональные власти наконец-то обратить внимание на проблемы отечественного автопрома. Как говорится, гром грянул. Отечественный автопром за первые месяцы новых экономических условий столкнулся с такими трудностями, как резкое падение спроса, рост задолженности перед кредиторами, кризис перепроизводства и отсутствие средств для расчетов с поставщиками. Автозаводы вынуждены сокращать персонал, останавливать конвейеры и искать поддержки у государства. Эксперты уверены: повышения пошлин на ввоз иномарок и заявлений о готовности выделить средства недостаточно. Технический дефолт Горьковского автозавода показывает, что нужны госгарантии по кредитам и госзаказ. Причем срочно.
rАвтозавод удешевит «гАЗели» Финансовый кризис для Горьковского автозавода — явление не новое. Большинство менеджеров предприятия хорошо помнят опыт 1998 г. Как рассказывает экс-директор по связям с общественностью ОАО «ГАЗ» СЕРГЕЙ ЛУГОВОЙ, дефолт 98-го привел к росту производства: цена в долларовом выражении резко упала, и спрос на продукцию завода начал расти. Правда, кризис привел еще и к тому, что предприятие не смогло рассчитаться по задолженности с банком, и в 2001 г. завод был продан компании «Сибирский алюминий», подконтрольной Олегу Дерипаске (теперь переименована в «Базовый элемент»). «Нынешнее падение объемов продаж объясняется тем, что к традиционному уменьшению спроса в январе-феврале добавился кризис. Я уверен, что существует большой отложенный спрос: машины будут покупать — они нужны для бизнеса», — считает г-н Луговой. Генеральный директор ООО «Управляющая компания «Автокомпонент» ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ уверен, что в 2009 г. ГАЗ все же снизит объемы выпускаемой продукции. «По бизнес-плану автозавод заявляет о выпуске 120 тыс. «ГАЗелей». Если с конвейера сойдет 80 тыс. машин, это будет для нас большим подарком», — прогнозирует г-н Зайцев. Для Горьковского автозавода производство дорожно-строительной техники и легких коммерческих автомобилей — сегодня основной источник дохода. В условиях сокращения объемов кредитования и покупок по лизинговым схемам руководство предприятия намерено стимулировать спрос снижением цен на «ГАЗели». Сейчас средняя стоимость грузовика составляет 350 тыс. руб. ГАЗ уже принял решение об оснащении легких грузовиков двигателями производства Ульяновского моторного завода (УМЗ), который принадлежит Группе ГАЗ. Это позволит снизить цену автомобиля на 10%. За двигатель УМЗ Горьковский автозавод будет платить 37 тыс. руб., при этом в 2009 г. возможно удешевление до 25 тыс. До текущего года ГАЗ закупал двигатели у Заволжского моторного завода (принадлежит Группе «СОЛЛЕРС») по цене 45 тыс. руб. По словам экспертов, помимо удешевления себестоимости, замена двигателя — это стремление Группы ГАЗ оставить средст¬ва внутри компании.Автор: Алексей МеркутовПодробности можно прочитать в журнале «Деловой Квартал» № 4 от 23.02.09А так же на сайте www.dkvartal52.ru